Осетинские мусульмане между прошлым и будущим

Владикавказ
В республике Северная Осетия-Алания проживает без малого миллион человек. По словам муфтия Северной Осетии Руслана Валгасова, из них 30% составляют мусульмане, около 20% осетин считают себя христианами, остальные придерживаются традиционных местных верований. Мусульмане в основном живут в Моздокском районе, городах Кизляре, Беслане и пр.



Вопреки расхожему мнению, ислам в Осетию пришел давно. Это подтверждается многочисленными историческими и археологическими свидетельствами. В целом ряде осетинских сел стоят мечети, построенные несколько столетий назад. Характерная деталь: подавляющая часть сельчан издревле жила в саманных домиках, а мечети, все до одной, каменные, что говорит о высоком религиозном сознании осетинского народа. Например, в селении Эльхотово, которое получило известность как один из центров ислама не только в масштабах Кавказа, но и всей России, до сих пор сохранились большие каменные мечети, рассчитанные на несколько тысяч человек. Вблизи села находился знаменитый Татартубский минарет с арабскими надписями, датируемыми 11 веком. В начале 1970-х он был неожиданно наклонен, а когда взялись ремонтировать – окончательно рухнул. Таким образом был разрушен самый древний исторический памятник в Осетии, свидетельство давнего присутствия ислама на этой земле.Осетия исторически имела особый статус на Кавказе, царизм отводил ей важную роль в своей экспансионистской политике в регионе. Империя прилагала немалые усилия для христианизации осетин. Методы, опробованные в свое время на народах Поволжья, давали определенные результаты и на Кавказе. Мусульманские села уничтожались, люди бежали из родных мест, спасаясь от неминуемой расправы, главным образом в Турцию. На земле османов нашли убежище многочисленные мусульманские ученые и представители осетинской интеллигенции. Карательная политика царизма, сопровождавшаяся насаждением православия, встречала отпор со стороны местных жителей, и не только мусульман. Доведенное до полного отчаяния местное население стало чинить расправу над проповедниками, изымать у них кресты и другие церковные принадлежности, используемые для духовного насилия над людьми.



Когда принцип отделения религии от государства получил закрепление в действующей Конституции Российской Федерации, имперская политика открытой христианизации уступила место неофициальной поддержке православия. И в этом смысле самая развитая кавказская республика, каковой является современная Северная Осетия, – показательный пример. Крест, возвышающийся в центре столичного города Владикавказа, символизирует превосходство православного христианства над другими конфессиями. В городе Беслан, большинство населения которого исторически составляют мусульмане, построен огромный монастырь и часовня. Местные жители, глядя на пустующие православные храмы, недоумевают, для кого построены эти гигантские по местным меркам строения, когда на реставрацию единственной в городе мечети катастрофически не хватает средств, а бизнесмена, который взялся было восстанавливать мусульманский храм за свой счет, стали беспокоить нескончаемые проверки. А в это время осетинская христианская диаспора строит для себя церковь в Москве, городе, конкурирующем по ценам на землю с японской столицей – Токио!



В том, как в республике складывается ситуация с исламом, отчасти виноваты сами мусульмане. Несмотря на то, что Духовное управление мусульман Северной Осетии является одним из первых духовных управлений России, за период его пятнадцатилетнего существования в республике мало что сделано для развития ислама. Невероятно, но факт: на сегодняшний день в Северной Осетии нет ни одного мусульманского учебного заведения.Сегодня в мусульманской среде Осетии растет интерес к исламским знаниям. Как показывает недавняя история, нельзя ждать пока этот интерес удовлетворят представители чуждых течений. Осетины – народ толерантный по природе, не знающий, что такое религиозная нетерпимость. Но если в ближайшее время в республике не будут созданы условия для подготовки имамов, сюда могут проникнуть идеи экстремистского толка. Для того чтобы этого не произошло, нужна активная работа с молодежью, разъяснение основных исламских понятий, а также взаимодействие с руководством республики в области образования, культуры, благотворительности, миротворчества и т.д. Эти задачи должны решать местные мусульманские руководители и ученые.Недавно в Северной Осетии прошел третий очередной съезд мусульман, в ходе которого был избран новый председатель ДУМ СО – молодой, энергичный руководитель Руслан Валгасов. Экс-муфтий Дзанхот-хаджи Хакилаев, человек старой советской закалки, оставил свой пост по состоянию здоровья. Руслан-хазрат известен как бескорыстный и трудолюбивый человек, искренний мусульман. С его личностью последователи ислама связывают надежды на возрождение ислама в Осетии.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика