Мусульмане отнеслись к Христу ревностнее христиан

1012_copt
Ученые Аль-Азхара призвали кинематографистов проявлять уважение к пророкам

Проект фильма о жизни Иисуса Христа египетского режиссера Мухаммада Ашуба вызывал бурные дискуссии в египетском обществе. С осуждением создания образа Христа, равно как и других пророков, выступило сообщество ученых Аль-Азхара. Улемы убеждены, что создание образов всегда отражает субъективный взгляд, который никогда не будет соответствовать объективному восприятию жизни и деятельности божьих избранников.
Как сообщает интернет-издание Ислам онлайн, Центр исламских исследований при Аль-Азхаре 19 марта распространил заявление, в котором подчеркивалось, что Иса (Иисус) почитаем не только христианами. «Он – один из пророков Аллаха, в которого верят мусульмане, не приемлющие создание образов пророков», – говорится в заявлении.

Это заявление вызвало возмущение группы коптских христиан, расценивших его как вмешательство в их внутренние дела. Коптские активисты отметили, что создание художественных образов не осуждается христианством, сославшись на то, что многие церкви ставят спектакли и снимают клипы о жизни Иисуса Христа.

В связи с этим Генеральный секретарь Центра шейх Ибрахим Ата аль-Фаюми пояснил, что данное мнение Аль-Азхара носит рекомендательный, а не обязательный характер, окончательное же решение по этому вопросу должен вынести суд.

При этом он заметил, что фетва, запрещающая создание образов пророков, появилась задолго до того, как Мухаммад Ашуб объявил о намерении снять фильм. «Центр исламских исследований ранее издал указ, запрещающий создавать образы пророков в каком бы то ни было виде искусства», – сказал аль-Фаюми.

В свою очередь член Центра доктор Мухаммад Рафат Осман пояснил, что «пророки – это люди, избранные Богом для великой миссии, а посему требуют к себе особого отношения. Недопустимо, чтобы что-то могло запятнать их честь и достоинство, поэтому нельзя уподоблять им кого-либо или создавать их образы».

Бывший генсек Комитета по фетвам Аль-Азхара Мустафа аль-Джаззар, комментируя ситуацию, сказал: «Никто из нас не видел пророков. Они обладают святостью и высоким положением, которое должно уважаться. Отсюда недопустимо создавать образ кого-либо из них, прикрываясь свободой самовыражения».

По мнению шейха аль-Джаззара, экранизация образа Иисуса может стать прецедентом для создания художественных образов других пророков, что в свою очередь может спровоцировать напряженность в обществе.

«Мы как мусульмане твердо убеждены в святости божественных посланий и их проводников – пророков и посланников, так как они являются глашатаями Аллаха. Создание образов лишает их этой святости», – говорит другой член Центра исламских исследований при Аль-Азхаре доктор Джамаледдин Махмуд. По его мнению, «сам процесс сценического воплощения не застрахован от ошибок в интерпретации и демонстрации событий, выборе актеров и знании исторических реалий, что делает его не более чем объектом, представляющим коммерческий интерес».

Исламский эксперт и аналитик шейх Махмуд Сабри охарактеризовал актерское мастерство как «деятельность, неизвестную поколению «салаф ас-салих» (праведных предков). А поскольку оно считается новшеством и отсутствуют ясные указания на его запретность в священных текстах, а также прецеденты для вынесения суждения по аналогии, то источником правового регулирования для него является консенсус мусульманских ученых («иджтихад»).

На сегодняшний день все мусульманские ученые сходятся во мнении о запретности создания образов пророков. Основанием для этого запрета служит принцип исламского права – устранения вреда имеет приоритет над извлечением пользы. А поскольку сценическое воплощение пророков не соответствует исторической реальности, то в нем преобладает негативная сторона, связанная с принижением статуса пророков и посланников, считают улемы.








Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика