ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ

1012_khigi
О политической составляющей положения с книгоизданием для российских мусульман

Ислам, в отличие от христианства, – религия активного социального действия. Каждый мусульманин стремится вести не только праведный образ жизни, но и преобразовывать для этого общественную среду вокруг. Важно, в какие формы облекается эта деятельность, куда направлен религиозный порыв верующего, что он считает для себя обязательным, что допустимым, а что запретным. Вот здесь и начинаются проблемы.

20 миллионов мусульман в поисках ответов

Основой для принятия решений в исламе являются Коран, Сунна Пророка Мухаммада, мнение религиозных авторитетов и т.д. Понятно, что в Коране разберется не каждый, Сунну же вообще мало кто знает. В помощь верующим существует колоссальная литература на арабском языке. Но арабским владеют единицы, да и нужные труды далеко не всегда доступны, к тому же не каждому из них можно доверять. Приходится обращаться за советом к единоверцам. Но и единоверцы бывают разными. И чем малограмотней задающий вопрос, тем проще недобросовестным людям заморочить ему голову. Так вот, если такой недалекий, но неугомонный мусульманин доверчиво внимает “подкованным” наставникам, заряженным на агрессию, он и ведет себя соответствующим образом, пребывая в уверенности, что тем самым следует Завету с Богом, то есть договору, заключенному Всевышним с верующими, договору, который, по понятным причинам, выше любого светского законодательства и аргументации иноверцев и атеистов.
Очевидно, что в условиях неуклонного роста численности мусульман в России, в том числе и прежде всего среди русских (а именно – наиболее неравнодушной их части, видящей в исламе действенный инструмент для преобразования общества, “наведения порядка”), первоочередной становится задача религиозного просвещения этих людей.
Что же мы имеем на сегодняшний день? В глаза бросается множество поверхностных брошюр всевозможного толка, сочиненных, в основном, арабами, иранцами и турками. Изначально эти книги адресовывались авторами их соотечественникам и написаны с учетом ментальности данной категории читателей. Ряд публикаций не только не дает целостного взгляда на ислам, но откровенно выпячивает его отдельные стороны, гиперболизуя, например, аспекты, связанные с оборонительной доктриной, свойственной цивилизационной парадигме этой религии, и истолковывая оную как наступательную. Абсолютное большинство книг построено по принципу догматического изложения неких взглядов, в которые читателю остается только верить (и претворять в жизнь). А ведь ислам – религия, обращенная прежде всего к разуму человека, предполагающая осмысленность поступков в свете норм шариата, то есть правил повседневного поведения, регламентированных Создателем. Потому-то добротная литература для мусульман призвана научить их думать собственной головой, стремиться к самосовершенствованию путем самовоспитания и самообразования, вырабатывать в себе здоровую толику скептицизма.
Если проводить поверхностную аналогию, то у русскоязычных мусульман бывшего СССР нет сегодня своего “Закона Божиего”. Медресе не обеспечены профессионально написанной учебной литературой, уровень подготовки преподавателей исламских учебных заведений оставляет желать много лучшего, а потому те, кто решил посвятить жизнь делу Веры, отправляются на учебу преимущественно в Саудовскую Аравию и Египет (чаще всего за счет принимающей стороны). К сожалению, с годами большинство из них так и не становятся исламскими богословами, застывая в развитии на уровне кондового начетничества, помноженного на полуграмотную русскую речь.
В глаза бросается отсутствие у мусульман России харизматических лидеров, на которых власть могла бы опереться. А марионеточность нынешних бесконечно конфликтующих друг другом “верховных” вождей, увенчанных чалмой, на руку лишь тем, кого устраивает кажущаяся незрелость исламского фактора на большей части территории России (принимать же за оный действия бандформирований в Чечне или вылазки экстремистов, по меньшей мере, нелепо).

От незнания – к страху

Казалось бы, в силу профессиональных обязанностей исламом должны заниматься востоковеды. Но задач подготовки учебной и иной религиозной литературы перед ними никто и никогда не ставил, да они к этому и не готовы, а посему тексты, что выходят из-под их перьев, интереса у большинства мусульманской аудитории не вызывают. Немаловажно, что среди так называемых исламоведов встречаются известные личности, которые на дух не переносят ислам, и этот негатив сказывается при расстановке акцентов в подготавливаемых этими “специалистами” экспертных заключениях.
Массовое представление об исламе среди россиян, в том числе и у высшего руководства, сильнейшим образом искажено. Это оборачивается грубыми просчетами, многие из них дают о себе знать уже сегодня и с еще большей силой аукнутся в будущем (чего стоит откровенно конъюнктурная борьба с пресловутым ваххабизмом или сведение причин религиозного экстремизма к бедности исполнителей терактов). Сплошь и рядом российские политики жонглируют исламской терминологией, не подозревая о реальном значении сакральных для верующих слов, а порой и намеренно наполняя их ложным содержанием. Восприятие элитой России ислама как потенциальной угрозы будущему страны стало общим местом. Непонимание мировоззренческих основ этой религии, ее социальной доктрины порождает в мятущемся мозгу российских (и не только) политиков животный страх. Этим страхом, а порой и неизбывным ужасом, поражено сознание интеллектуалов христианского Запада. Не сумев его преодолеть, они свыклись с этим состоянием, даже теоретически обосновали “столкновение цивилизаций”.
Для нашей же огромной страны, волею судеб оказавшейся связующим звеном (буфером, шлюзом) между двумя претендующими на планетарное лидерство мирами, – мусульманским Востоком и христианским Западом, – жить с этим страхом противно природе российской государственности, а потому губительно для нее. Фантом “исламской угрозы человечеству” не дает спать некоторым “стратегам”. Выработка внутренней политики сквозь призму такого одурманенного взгляда несет в себе разрушительный потенциал, для нейтрализации которого прикладывается сегодня столько сил. Власть своими руками создает себе и своему народу проблемы.
Понятно, что книжной продукцией не исчерпывается все информационное поле, к которому обращают взгляды мусульмане. Можно говорить еще о нескольких маргинальных малотиражных и невлиятельных газетах и журналах, отдельных теле- и радиопередачах на федеральных каналах. Большинство последних отличает этнографический подход к исламу.
Поэтому ожидать добрых всходов на этой запущенной ниве просвещения не приходится. Иногда складывается впечатление, что государство будет удовлетворено, если эта “нива” останется безжизненным пустырем. Чем не классическая “страусова” позиция? Рост влияния ислама в России – процесс, объективно обусловленный. Его при всем желании не остановить, и для властей предержащих лучше, пока не поздно, взять управление им на себя.

Мишура светскости как помеха государству

Российскому государству, ныне не на шутку озабоченному проблемой сохранения территориальной целостности, надо на время забыть о своей мишурной светскости и заняться координацией и финансированием религиозного просвещения российской уммы. Да и немусульманам будет полезно уразуметь, что же такое истинная Вера Пророка единобожия, понять, где здесь созидательный потенциал (а он огромен) и как можно на него опереться. Необходима масштабная долгосрочная государственная программа по позиционированию ислама в России, и разработать ее нетрудно. Мусульмане не на словах, а на деле должны ощутить живейший и доброжелательный интерес к ним со стороны государства, которому пора уяснить, что в поле его конституционной ответственности как государства светского должны бы оказываться и дела религиозные, когда речь заходит о защите духовного здоровья граждан от бацилл в религиозной оболочке. Власти давно пора озаботиться тем, чтобы у верующих был выработан стойкий иммунитет к агрессии на почве веры.
Способ профилактики таких недугов известен – духовная вакцинация населения. Наиболее эффективное средство – просвещение (которое никак не может быть сведено к набившим оскомину трафаретам о миролюбивости ислама, что с кислой миной озвучивают должностные лица). Тем самым будет сделан решительный шаг к искоренению самой возможности вызревания в отечественной молодежной среде будущих Басаевых.
Когда, бывая на Кавказе, порой слышишь: “Россию спасет ислам”, надо понимать, что говорящие это наши соотечественники (представители так называемого “религиозного меньшинства”, коим они себя не ощущают, но унижение от такой характеристики испытывают в полной мере) обычно имеют в виду простую мысль: лишь ислам с его категорическим неприятием бесхозяйственности, мздоимства, казнокрадства, всякого рода паразитизма за счет других людей (не говоря уже о воровском беспределе, что творился в годы ельцинской приватизации), позволит навести в государстве порядок. Налицо обостряющееся желание жить в обществе социальной справедливости и отсутствие видения других средств достижения этой цели, кроме как путем перестройки системы общественных отношений на основе регламентации всех сторон жизни Божественным правом (шариатом). Создавая новую Россию, было бы верхом политической близорукости игнорировать эти пока еще до конца не оформившиеся чаяния 20-миллионной массы верующих, самой религией подталкиваемых к активной борьбе со злом (приобретающей подчас самые крайние формы, степень радикализма которых во многом обусловлена психологическим настроем верующих, религиозной компетенцией как основной их массы, так и лиц, претендующих на духовное лидерство; провокаторы и одержимые – не в счет).
“Добро должно быть с кулаками!” – некогда заявил русский поэт, ныне православный публицист-державник, Станислав Куняев, невольно снабдив российских мусульман емким императивом социальной доктрины ислама. А вот чем на практике они будут руководствоваться в борьбе со злом, государству хорошо было бы знать заранее, а лучше – вовремя подключиться к формированию соответствующей духовной платформы, не дав развернуться зарубежным “инженерам душ человеческих”.

Программа действий

Итак, отношение к исламу пора решительно пересмотреть. Исламский фактор с его мощным потенциалом к единению уммы и защите основополагающих человеческих ценностей вполне может стать одним из столпов стабильности в регионах компактного проживания мусульман. Для этого государству предстоит, в частности, целенаправленно заполнить информационный вакуум, в котором по сию пору пребывает абсолютное большинство российских мусульман.
По нашему мнению, поставленной задачей должна заняться специализированная некоммерческая структура под патронажем администрации президента РФ.
Ее цель – превращение ислама, в лице российской уммы, в одну из фундаментальных основ единения России и ее экономического процветания.
Важнейшие задачи – содействие созданию авторитетного среди мусульман религиозного органа для реализации оговоренной выше цели; противодействие антироссийским акциям в псевдоисламском обличье; религиозное просвещение российских мусульман.
Метод – содействие становлению и укреплению/сплочению российской уммы на основе культивирования морально-нравственных устоев, образующих социальную доктрину мусульман (построение влиятельной религиозной организации, во главу деятельности которой должно быть поставлено активное культивирование праведности – по сути, здорового во всех смыслах образа жизни, – как повседневной нормы, обязательной для соблюдения каждым гражданином России исламского вероисповедания).
Направления деятельности – выработка рекомендаций органам государственной власти на основе анализа текущей ситуации; подготовка и публикация широкого спектра книжных изданий, в частности, Корана, многотомной “Настольной библиотеки мусульманина”, статей для светских печатных СМИ; организация массовых мероприятий среди мусульман; ведение просветительско-пропагандистской работы через светские электронные СМИ; выпуск религиозных печатных СМИ, исламских теле- и радиопередач; подготовка религиозных кадров; учреждение российских и участие в международных конференциях; организация научных исследований; взаимодействие с зарубежными исламскими организациями; координация их деятельности на территории России.
Финансирование – бюджетные и спонсорские средства.
Что касается научно-издательского центра “Ладомир”, в котором имеет честь служить автор данной статьи, то здесь хорошо знают имеющиеся в стране творческие кадры, внимательно отслеживают западные (и не только) публикации соответствующей тематики, сформирована содержательная программа книжных публикаций по просвещению российских мусульман, готовится новый научно-комментированный перевод Корана.
Дело за “малым”. Государству осталось поддержать начинание государственной же важности.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика