Информационное
агентство России
14°C
22 сентября, 16:40

А нужны ли мечети Москве, если «мест нет»?..

Впечатления от предгрозового собрания в Доме Асадуллаева

Rinat
А нужны ли мечети Москве, если «мест нет»?..
Константин Блаженов демонстрировал благожелательное отношение московских властей к мусульманам

26 мая в Татарском культурном центре Москвы (Дом Асадуллаева) прошло собрание, посвящённое обсуждению вопросов строительства мечети с воскресной школой в Юго-Восточном округе столицы.

Открыл его директор Татарского культурного центра Анвер Хусаинов, сразу же задавший риторический вопрос: а почему мы собрались именно здесь? И сам ответил: татары – самый крупный этнос после славян в Москве и самая древняя мусульманская община. И хотя сейчас в столицу приехало множество мусульман – выходцев с Кавказа и Средней Азии, из дальнего Зарубежья – всё равно именно татары составляют ядро уммы столицы России. И проблемы теперь у всех общие.

Вёл само собрание, обозначенное им как «круглый стол», ректор Московского исламского университета Марат Муртазин. Прежде чем вызвать вопросы из зала от исламской общественности, он предоставил возможность выступить заместителю председателя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Москвы Константину Блаженову, заместителю полномочного представителя Республики Татарстан в РФ Алмазу Файзуллину и председателю Татарской культурно-национальной автономии Юго-восточного округа Гаязу Янбаеву, инициатору строительства мечети в том округе. Также весомость встрече придало присутствие представителей префектур ЮВАО и ЮЗАО, отвечавших на реплики из зала.

Сама же «мусульманская общественность» проявила себя почти карикатурно: выступавшие были неспособны чётко задавать вопросы, прерывали речи выкриками, бескультурным поведением отличилось сразу нескольких дам, в порыве эмоций многое рассказавших о своих жизненных впечатлениях (в частности, почему надо носить «белые перчатки в этой антисанитарной Москве»), но – в целом – проявивших обескураживающую неспособность отстаивать какие-либо деловые позиции. Скорее, это было какое-то беспомощное собрание отставших от цивилизации аборигенов далёкого колхоза, к которым приехало серьёзное начальство – так что интереснее проанализировать сказанное именно из «президиума круглого стола».

Кто же посадил москвичей на «пороховую бочку»?

Ведущий «круглого стола» Марат Муртазин проявил исключительное терпение и умело удержал выплески эмоций, призывая к конструктивному разговору. При этом он сделал пару важных заявлений, которые прозвучали как бы вскользь, дискуссии не вызвали – а зря. Послушайте: вот две темы.

Выступление ректора МИУ Марата МуртазинаВыступление ректора МИУ Марата Муртазина

Все нападки и обвинения в адрес Префектуры ЮВАО и лично префекта Зотова в отказе от строительства мечети на Волжском бульваре, отметил Муртазин, необоснованны, ибо именно в этом округе столицы, как нигде, давно и плодотворно развиваются контакты татарской общины с властями. Именно здесь открыты детский сад и школа, действует МИУ (Московский исламский университет). А срыв постройки мечети на Волжском бульваре связан, во-первых, с введением нового Градостроительного Кодекса, требующего согласования новых строек с жителями, а во-вторых, он непринципиален, ибо сейчас идёт поиск новых мест, и рано или поздно вопрос будет решён. Важно найти место и подготовить пакет документов.

То же самое говорил и Константин Блаженов. Но вот Марат Муртазин обронил заслуживающую вниманию реплику: вопросы о строительстве мечетей в Москве решаются не согласием или несогласием граждан, и даже не Префектурами…

Многозначительную паузу после такого заявления надо рассматривать особо.

Но чтобы её понять, быть может, поможет сказанное Муртазиным ранее о его роли миротворца? «Нам неоднократно говорят молодые и горячие: вы уже сколько лет пишете письма Правительству Москвы, тратите массу времени и сил – но административные усилия не дают никакого эффекта. И начинаются призывы: пора выйти на улицы! Если не получается административно, пойдём после пятничного намаза прямо на Красную площадь! И вот я сижу, как на паровом котле, он вскипает, а я спускаю пар… Но есть и более радикальные, говорящие уже о силовых методах, они нам говорят: «Вы говорите о дружбе народов, согласии… и чего добились? Нужно бороться, нужен джихад».

Итак, подведём предварительный итог из откровений ректора МИУ:

1 — решения о мечетях Москвы принимаются выше, чем непосредственно работниками и главами Префектур. Тогда вопрос: а к чему подобные встречи то в ЮВАО, то в Доме Асадуллаева? Для «выпуска пара» только? Для демократического фасада?

2 – снизу назревает (или уже назрела) взрывная протестная масса. И кто знает, когда эта масса даст… походы на Красную площадь..? Кстати, разве неясно, что подобные «походы» могут быть несанкционированными, следовательно, резко остановленными полицией и ОМОНом, с эксцессами, взаимным насилием и жадным ажиотажем всех СМИ, «любящих великую и единую Россию»? В перспективе – скандал международного уровня, лакомый кусок не только для жёлтых и антироссийских СМИ, но и фактор давления на руководство РФ силами «международных правозащитников и миротворцев» (опыт Ливии, а ранее Югославии налицо).

Но отвлечёмся от этих безрадостных прогнозов и спросим: а с чем пришли на «круглый стол» отвечающий за связи с религиозными организациями Москвы и представитель Татарстана? Помогут ли они Муртазину удержать «паровой котёл»?

Оказывается, всё у нас есть, а Татарстан готов помочь хоть сейчас!

Константин Блаженов блестяще владеет ситуацией, помнит адреса, цифры, названия организаций, многие годы обращающихся к властям Москвы с прошениями о выделении земель под культовые сооружения. Помнит, как многие годы подряд мусульмане обращались в органы власти, но получали отказ… то из-за несовершенства законодательства в области строительства, то из-за недавно появившегося «объективного препятствия» в виде нового Градостроительного Кодекса. А на случай волокиты или заведомо неверной информации от местных чиновников, предлагающих под мечети участки с обременением (из-за чего просители тратят много времени и денег впустую) предлагает обращаться прямо в суд. Конфликт на Волжском бульваре квалифицирует, как ошибку, подчёркивая, что после отмены решения о строительстве мечети на этом месте Префектура предложила построить детсад, но местные жители заблокировали и эту инициативу, требуя, чтоб там был лишь сквер.

Казалось бы – человек он деловой и конструктивный. Досадно, конечно, что численность мусульман в столице, потенциальных прихожан мечетей он оценивает всего лишь… в 100 тысяч человек (о чём можно серьёзно поспорить). Дело в другом – представитель московского правительства так открыт, готов встречаться и уточнять детали, говорит замечательные слова о конструктивной позиции нового мэра – но… воз и ныне там. Точнее, говоря по Муртазину – паровой котёл всё так же вскипает…

А на вопрос, почему же новый мэр недавно подписал решение о строительстве 200(!) православных храмов для РПЦ МП, ответить не может. Разве что: но и для православных храмов проходят те же процедуры и в некоторых районах местные жители протестуют… Почему-то такому мощному градостроительному решению не мешают ни локальные обсуждения и даже протесты, ни новый Кодекс, ни заторы и волокита на уровне исполнителей-чиновников.

О важных аспектах «московского мечетного вопроса» говорил заместитель полномочного представителя Республики Татарстан в РФ Алмаз Файзуллин. Он отметил сначала стратегически важное измерение: строительство мечетей надо рассматривать в контексте межнациональных отношений вообще, а также в контексте федеративных отношений столицы с субъектами Федерации. И привёл свежий позитивный пример: в мае близ Дома Асадуллаева, на Новокузнецкой улице – впервые в истории Москвы! – поставлен памятник татарскому поэту – Габдулле Тукаю. Сначала часть местных жителей выражало негодование «зачем это в Замосковерчье, близ храма Николы в Кузнецах ставят памятник какому-то мусульманину?» Но быстро удалось превратить это нараставшее негодование в культурное русло: люди поняли, кто такой классик татарской литературы, «татарский Пушкин», люди радуются тому, что появился благоустроенный сквер, им объяснили, что часть Замоскворечья это старая Татарская слобода, общероссийское историческое наследие!»

Но, отметил далее Алмаз Файзуллин, негативно действует во многих регионах, во многих делах – отсутствие чёткой концепции национальной политики в РФ, отсутствие профильного Министерства (или Комитета) по делам национальностей. Конфликтность вокруг памятника Тукаю удалось быстро нейтрализовать, но почему не делать заранее подготовительную пропагандистскую работу?

А относительно мечетей в Москве – следует терпеливо, используя потенциал законов, добиваться возведения сначала хотя бы по одной мечети в округах столицы. И Татарстан здесь может помогать как административно, так и финансово.

Выслушивав столь взвешенные и конструктивные речи, опять вернёмся к вопросу: а почему же всё стоит? Точнее – почему Муртазин последними усилиями держит «паровой котёл»? Оказывается, и Мэрия так доброжелательна, и чиновники грамотны и деятельны, а рядом Татарстан готов подставить плечо… а асфальтовые намазы продолжаются, недостроенные цементно-арматурные скелеты будущей Соборной мечети, тяжбы архитекторов с заказчиком уже испортили много нервов… историческое здание 1911 года под угрозой сноса…

Говорят, бывают «оговорки по Фрейду» – а тут случились какие-то странные умолчания. Наверно, существуют и «умолчания по Фрейду»? Никто на «круглом столе» не упомянул ни слов В.В.Путина, чётко заявившего о необходимости решить вопрос о мечетях в Москве. Никто (даже М.Муртазин) не упомянул аббревиатуру СМР (Совет муфтиев России), роль которого в существующем положении дел с мечетями хорошо известна. Жаль, что старик Фрейд не может объяснить нам – почему случились такие умолчания? Значит, для обсуждавших они – вне реальности?

Что выскочит из «московского мечетного котла»?

Прошедший в Доме Асадуллаева «круглый стол», при всей своей странности и «фрейдовских умолчаниях» был полезен.

По его итогам Гаяз Янбаев заявил прессе: «Городские власти имеют намерение выделить новый земельный участок для строительства мечети в ЮВАО, но на данный момент никакого решения не принято. Нас заверяют, что вопрос находится на проработке в Мэрии. Однако мы, результатами прошедшего собрания не можем быть удовлетворены».

Но это – взгляд конкретно-локальный. Предлагаю взглянуть на картину шире. «Круглый стол» выявил острую необходимость поставить такие вопросы. Только не Префектуре ЮВАО (которая стратегически ничего не решает), и не чиновникам, тянущим волокиту с выделением участков земли.

Вопрос о мечетях, увы, перерос из локально-градостроительного, культурно-конфессионального – в стратегический и политический.

Отмеченное Муртазиным свидетельствует, по-моему, о следующем:

1 – в столице многоконфессионального государства созрела протестная ситуация, в любой момент способная вылиться в несанкционированные (но провоцируемые врагами страны) акции;

2 – сценарии «жёлтых революций» в странах СНГ и «защиты мирных граждан от диктаторских режимов» в Ливии, Югославии, Ираке уже хорошо известны. Использование организационного потенциала Интернета в событиях на Манежной площади показали возможности «спонтанных акций массового характера». «Заграница нам поможет»;

3 – руководство татарских «муфтиятов» (ЦДУМ и СМР) и татарских НКА (Национально-культурных автономий) проявили за период после 1991 года, с одной стороны, неспособность решить эту проблему в Москве, даже при наличии мощного ресурса в виде поддержки Республики Татарстан. А, с другой стороны, они неспособны контролировать и воспитывать ни свою молодёжь, ни тем более – молодёжь с Кавказа и Средней Азии. Умма столицы стала интернациональной и «татарский фактор» уже не работает;

4 – среда мусульман-гастарбайтеров многонациональна и малообразованна, в том числе в вопросах Ислама. Строительство мечетей, затем их работа по программам просвещения и социализации могли бы стать инструментами для адаптации приезжих. Но пока именно в этой среде возможно манипулирование любого типа. Увы, включая провокационное;

5 – Нерешённость вопросов по мечетям и их явное «замыливание-забалтывание» на уровне исполнителей, выделяющих участки – на фоне решения о скором возведении 200 православных храмов – на фоне социальной неадаптированности масс мусульман-гастарбайтеров – всё это вместе создаёт взрывоопасную среду. Угрозу не только межнациональному и межконфессиональному миру в столице, но даже – шире – угрозу безопасности страны.

А расколоть Россию, используя при этом «исламский фактор», и тем более в канун выборов – охотников немало. И если сегодня Правительство нашло новые силы и кадровые решения для Северного Кавказа, то наш тыл – в самой столице – всё более открывается для удара…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. frozenhell27.05.2011 17:08

    Пользователи сочли комментарий некорректным

    • galas27.05.2011 17:15

      То что вы предлагаете нереально. Если бы от мигрантов можно было избавиться уже давно бы избавились. Политика это сконцентрированное выражение экономики — изучайте классиков.

    • Jabraeel27.05.2011 17:17

      Чемодан, вокзал, ад!

      • Кутуз31.05.2011 17:25

        Я просто :))))) Представляю картину где нибудь в Эмиратах или Саудовской Аравии, христиане вышли на забастовку и просят что бы им построили 200 церквей, думаю ясно что бы было! Так почему в чужой стране просят такое мусульмане? Я бы понял Татар, но гастарбайтеры то что хотят? В своей стране пусть просят что хотят. Большой минус что все носятся с демократией как с яйцом. Пора уже понять что она не приведет ни к чему хорошему.

  2. galas27.05.2011 17:20

    Пользователи сочли комментарий некорректным

  3. Jabraeel27.05.2011 17:25

    Как можно разговаривать с человеком, который приходит и с порога бросается оскорблениями? Мы-де чурки, дикари, нам надо всем уехать в Эр-Рияд и т.д. Представь, что к тебе в гости придет человек и выложит все это. Ты его пустишь к себе в дом? Станешь с ним разговаривать? Ответ очевиден.

    • galas27.05.2011 17:33

      frozenhell конечно невоспитанный комментатор, но половина русских обывателей так думают. Хотя прежде чем азиатов называть чурками коренные москвичи пусть лучше научатся не писать в подъездах

      • Jabraeel27.05.2011 18:09

        И почему я должен подстраиваться под эту половину? Этот Замороженный Ад пришел в гости. Или для него, такого "цивилизованного" не существует правил этикета поведения в гостях??? Я не говорю, что с нами должны быть все согласны. Но если ты не согласен, вырази это цивилизованно и без оскорблений. В противном случае ни один человек с таким хамом разговаривать не будет. По-моему это логично.

      • Karakurt29.05.2011 23:07

        frozenhell, скорее всего, потомок элиты Хазарского каганата, свято блюдущий ментальные традиции предков…

        • Rashad_rus30.05.2011 0:09

          В точку!

  4. roman27.05.2011 18:23

    Добрый день! Я не мусульманин, но имея достаточное количество знакомых мусульман хочу согласится с их мнением по такому вопросу: самим представителям мусульманского общества необходимо проводить работу со своими земляками по поводу восприятия (поведения) этой новой жизни (обычаев и т.д.) и тогда уже коренному населению будет стыдно за свое мягко говоря неправильное отношение ним. Кстати они этим занимаются по выходным дням общаясь на улицах Москвы с земляками, которые по их мнению дискредитируют все остальное мусульманское общество. Нам всем жить вместе все таки))

    • Jabraeel27.05.2011 19:35

      Кстати, для справки: в СССР только 50 % населения составляли русские. И никто не кричал, что "понаехали".

  5. Колян28.05.2011 7:39

    Пользователи сочли комментарий некорректным

  6. Колян29.05.2011 22:15

    Пользователи сочли комментарий некорректным

    • Rashad_rus29.05.2011 22:32

      Ирон Хаммер — опять повторы одного и того-же в разных темах.

  7. Palestin30.05.2011 0:22

    Согласен с Романом

  8. 卐Руϟϟкiй卐03.06.2011 15:39

    Пользователи сочли комментарий некорректным

  9. 54713003.06.2011 20:32

    Надо добиватся создания своего исламского микро района на пример русских в Нью Йорке на Брайтон бич,тогда все вопросы исчезнут сами собой,как то строительство мечети, школ и детских садов.

    • yarik20.06.2011 3:54

      Пользователи сочли комментарий некорректным

  10. 54713003.06.2011 20:47

    …власть специально сталкивает людей лбами что бы потом разнимать и приговаривать что она необходима

  11. Rashad_rus03.06.2011 20:54

    547130 — согласен. Существующая власть боится показать свою ненужность и даже вредность.
    Типичная работа корректора в толпо-элитарной системе с отсутствием даже намека на Богодержавие(Законы Аллаха — превыше всего, т.е. Шариат) и склонение людей к саморазрушению.

  12. 54713003.06.2011 21:07

    Если мусульмане станут проживать вМоскве или другом городе РФ компактно как НьюЙрке то исчезнт и поводы к конфликтам

  13. Abu Bakr09.06.2011 10:41

    Строительсво мечетей как то решит проблемы мусульман?Что после постройки мечетей что измениться?К чему стремился пророк(с.а.с.) ?Мы тут говорим много о шариате ,а где он?И где это возможно ,может в Москве.

  14. 54713020.06.2011 3:10

    Когда соседи мусульмане и дети учатся в мусульманской школе и не подвержаны разврату светских учебных заведений,разве это плохо?

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: