ЦАРЬ АФГАНСКИХ ПОЛЕЙ

1012_afgan
При правительстве Хамида Карзая Афганистан побил все мировые рекорды по производству нелегальных опиатов

Бесславная эпопея советских войск в Афганистане принесла стране много серьезных проблем, в числе которых главной, пожалуй, является героин. Наркомания, доселе невиданная в таких масштабах, захлестнула Советский Союз, а потом и Россию. Улицы городов наводнили продавцы “кайфа” и его потребители, готовые на все ради получения очередной дозы.
В отличие от других видов наркотиков опиаты отличаются тем, что вызывают стойкий эффект привыкания, не проходящий даже после лечения. Поэтому число наркоманов росло в геометрической прогрессии. Наркомания быстро охватила различные социальные и возрастные группы.
“Спрос рождает предложение” – гласит известное экономическое правило. И Афганистан начал активно культивировать и поставлять в Россию опиаты, возвращая долги “освободителям”. Наркомафия и наркомания развивались параллельно, тесно взаимодействия друг с другом. Уже в начале 1990-х Россия становится основным потребителем наркотиков, произведенных в северном Афганистане, находившимся под контролем нынешних командиров Северного Альянса.
После захвата власти движением Талибан в Афганистане появились первые проблески порядка. Начали уничтожаться посевы опиумного мака, были предприняты жесткие меры в отношении производителей. Все это привело к сокращению посевных площадей этой культуры в период с 1996 по 1998 годы с 40 тыс до 10 тыс гектаров. Эффективные действия правительства талибов по борьбе с наркопроизводителями не остались незамеченными в мире. Европейский Союз в свое время даже рассматривал вопрос выдачи Афганистану кредита для засева полей злаками.
Однако афганские наркобароны, найдя защиту и покровительство у полевых командиров Северного Альянса, за спиной которых находились США, устремились в северные провинции, где были подготовлены посевные площади для опиумного мака. Вскоре тонны героина устремились в Россию сквозь погранзаставы 201-ой мотострелковой дивизии, призванной контролировать таджико-афганскую границу. Часть вырученных от наркоторговли деньг возвращались в Афганистан в виде помощи антиталибской оппозиции, контролирующей большую часть героиновых плантаций.
Американская агрессия против Афганистана и последовавшее за ней военное поражение движения Талибан укрепили положение Северного Альянса, а вместе с ним – и наркобаронов Афганистана. Запрещенная культура опиатов, подобно мифической птице Феникс, возродилась из пепла сожженных маковых полей. После выхода наркопроизводителей из подполья предложение стало быстро опережать спрос, что не замедлило сказаться на цене героина, который подешевел в несколько раз. Наркомафия стала искать новые пути переправки наркотиков за границу, и в первую очередь в Россию.
Попытки американцев установить контроль над всей территорией Афганистана закончились провалом. Под контролем американских военных оказались лишь их собственные военные базы и главные города страны. Афганистан вновь захлестнула волна межплеменных вооруженных столкновений, хаоса, нищеты – и как следствие роста наркоторговли.
В марте 2005 года “Геральд трибьюн интернейшнл” опубликовала статью под названием “Цветение маковых полей Афганистана”, где со ссылкой на ООН сообщалось, что в Афганистане наблюдается активность группировок, промышляющих наркокартелей. По мнению издания, это являлось признаком начавшегося их объединения в крупное консолидированное сообщество по образу колумбийской наркомафии.
Несмотря на заявления американских представителей а Афганистане о “наблюдающемся экономическом прогрессе и развитии всех сфер деятельности правительства”, по данным ООН, за время правления президента Хамида Карзая Афганистану не удалось подняться выше 173 места в списке 178 беднейших стран мира.
Говорить о борьбе проамериканского правительства Афганистана с наркобизнесом по большому счету не приходится. Принятый им документ под названием “План борьбы с наркотиками”, ответственным за реализацию которого был назначен зам. главы МВД Мухаммад Дауд, так и остался на бумаге. По официальным данным, по сравнению с прошлым годом посевные площади опиумного мака выросли на 67 процентов: с 80 тыс до 131 тыс гектаров. Согласно данным ОО, в 2004 году на долю Афганистана пришлось 84 процента от общемирового нелегального производства опиума, что на 17 процентов превзошло показатели 2003 года. Комментируя эти данные, Мухаммад Дауд заявил, что основная сложность борьбы с наркопроизводителями заключается в том, что подавляющая часть опиума производится на территориях частных крестьянских хозяйств. По данным Дауда, в этой отрасли задействовано свыше 2,3 миллиона афганцев, т.е. 10 процентов населения страны. По сравнению с прошлым годом их число возросло на 35 процентов.
Параллельно с ростом сверхприбылей наркомафии растет и ее политическое влияние: в прошлом году чистая прибыль наркокартелей от продажи опиума в среднем составила 2,8 миллиарда долларов. Совершенствуются технологии обработки опиума и производства героина. Если в 1995 году Афганистан производил 20 процентов чистого героина, то в 2005 году его производство увеличилось до 80 процентов.
По словам Хамида Карзая, “правительство прилагает все усилия в борьбе с наркопроизводителями и торговцами, координируя деятельность всех государственных органов, общественных организаций и религиозных деятелей.
Однако ни полевые командиры Северного Альянса, ни их заокеанские покровители, ни афганские крестьяне не разделяют рвения правительства по искоренению наркобизнеса. Ведь один гектар опиумного мака приносит в среднем 4600 долларов дохода ежегодно, в то время как широко пропагандируемая пшеница – только 390 долларов. Для афганского крестьянина этот фактор играет решающую при выборе культуры, которой он засеет свои угодья весной.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика