Информационное
агентство России
-1°C
23 октября, 07:27

ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО И ВЕРА

art_dev
ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО И ВЕРА
1110_school

Девятнадцатого мая администрация Челябинска совместно с Управлением культуры провела научно-практическую конференцию “Культурное и духовно-нравственное просвещение тюркских народов на Южном Урале”. Мероприятие было приурочено к 100-летию библиотеки башкирской и татарской литературы им. Ш. Бабича. В организации и работе конференции участвовали Центр историко-культурного наследия, Академия культуры и искусств, Челябинский государственный Университет, Южно-Уральский государственный Университет, Уральский филиал евразийского отделения “Марс” (международная ассоциация религиозной свободы) и Челябинское отделение Российского объединения исследователей религии.

В конференции приняли участие научные сотрудники, работники учреждений культуры, преподаватели, студенты вузов Челябинска, Троицка, активисты национально-культурных центров, ученые-религиоведы, духовные и общественные деятели из Челябинска, Казани, Тюмени, Троицка. С приветствием к участникам и гостям конференции обратились представители Администрации Челябинска, законодательного собрания области, религиозные деятели. От имени Духовного управления мусульман Азиатской части России выступил председатель Казыятского управления мусульман Тюменской области Фатых Гарифуллин. Его речь, посвященная теме духовного состояния нашего общества, показалась мне наиболее интересной и содержательной. По случаю торжественной даты хазрат подарил библиотеке-юбиляру большой комплект книг и журналов.
На пленарном заседании были сделаны доклады по темам: “Вопросы о составе мусульманских учебных заведений Челябинска в начале 20-го века”, “Печать на национальных (не русских) языках на Южном Урале”, “Развитие просвещения у татар в конце XIX – начале XX вв.”, “Мусульманские учебные заведения в дореволюционном Троицке” и др.
Профессор Российской Академии образования Л.М. Алмаева в своей речи подчеркнула, что на пути возрождения национальной культуры имеется множество проблем. В связи с отсутствием в России внятной национальной политики, отражением чего стала, например, ликвидация Министерства по национальной политике, взрыв национального самосознания привел к появлению множества негативных явлений. Многие законы носят сегодня декларативный характер и не обеспечены финансами. В большинстве докладов отмечалось, что уровень национального просвещения в России до революции был высоким, благодаря чему открывались новые мечети и мусульманские школы.
В докладе старшего научного сотрудника Института истории АНРТ им. Марджани (Казань) М.М. Гибатдинова “Развитие просвещения у татар в конце XIX – начале XX вв.” подчеркивалось, что в дореволюционный период в медресе изучались не только религиозные, но и светские предметы – различные языки, история и т.д. Издаваемые в Казани книги по истории отличались строгой научностью. Развитие татарской экономики требовало профессиональных кадров. Старометодное образование, ориентированное на среднеазиатские и египетские догматические школы, не удовлетворяло потребностям общества, из-за чего возникла потребность в новых знаниях.
Догматический характер и низкая эффективность образования в религиозных школах, общая оторванность обучения от реальной жизни волновали многих. Реза Фахретдин и другие ученые и общественные деятели говорили о необходимости изучения не только религиозных, но и светских дисциплин, что важно для интеллектуального и нравственного воспитания мусульман. Джадидизм не предполагал отхода от духовного образования к светскому, а был призван привести религиозное образование в соответствие с требованиями эпохи. Как актуально звучит эта идея в наши дни!
Зав. кафедрой истории, политологии и философии Уральской Академии ветеринарной медицины Троицка (Челябинская обл.) Р.Н. Гизатуллин в своем докладе напомнил, что два троицких медресе – “Мухаммадия” и “Рассулия” до революции были одними из самых передовых в стране не только в религиозных, но и в светских науках. Из стен этих учебных заведений вышли многие известные ученые, писатели, богословы России, Казахстана и Средней Азии. В Троицке была открыта женская учительская гимназия. Многие выпускники троицких медресе продолжали учебу за рубежом.
Сообщение полномочного представителя ДУМ АЧР в Челябинской обл. М.Г. Габидуллина “Возрождение духовности народов, исповедующих ислам” обратило внимание слушателей на сегодняшние проблемы мусульман.
В материалах конференции присутствовала главная мысль: мир изменился – изменились приоритеты. Если после революции духовные, культурные центры боролись с неграмотностью; в годы войны – работали во имя Победы, после войны – участвовали в восстановлении страны, то теперь перед культурными учреждениями стоят другие задачи: просветительство и духовное образование народа. Благополучие потомков зависит от здравомыслия старших, на которых возложена ответственность за будущее людей. До революции на Южном Урале уделялось большое внимание духовному и культурному просвещению тюркских народов. В этом принимали участие представители всех сословий. Их подвижничество и меценатство должны служить примером для последующих поколений мусульман.
На конференции были затронуты другие проблемы, как то: сохранение и преумножение духовных ценностей, культурный диалог, взаимоуважение, толерантность, свобода совести, поддержание гражданского мира.
В ходе обсуждения часто звучало актуальное сегодня слово “толерантность”. На фоне участившихся в России проявлений национализма, нарушения принципа равенства религиозных объединений перед законом конференция приняла следующие рекомендации:
1. Максимально использовать возможности учреждений культуры, государственных и негосударственных систем образования, печатных и электронных СМИ при решении сложных задач культурного и духовно-нравственного просвещения с учетом исторических традиций различных этнических групп и общностей на Южном Урале.
2. Последовательно стремиться к формированию и укреплению нравственных принципов гуманизма, внедрению в социальную практику норм вероуважения и толерантности, цивилизованно противодействовать попыткам разжигания межрелигиозной и межнациональной розни и экстремизма.
3. Продолжать изучение различных культурных и семейных традиций не только тюркских народов, но и других этносов Южного Урала.
В заключении хотелось бы отметить, что разобщенность, культурная, интеллектуальная отсталость мусульман не могут быть преодолены в один момент без возрождения самосознания народа. А оно воспитывается исподволь, просветительством, на всех ступенях общественного развития. Отсутствие успеха на этом пути не следует списывать на условия, обстоятельства и врагов. Прошел период романтического ислама в России. Пришло время глубоких размышлений и тяжелого повседневного труда. Где нет труда, там не может быть ни знаний, ни веры, ни выхода из тупика разобщенности и отсутствия координации усилий. Пришло время объединения мусульман, которое возможно начать с самого главного – с просвещения народа, как делали наши предки и наши ученые XIX и начала XX веков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: