Ислам в России в 2030 году: Между столкновением цивилизаций и евроисламом россия

1012_gordon
Гордон: «Единственной программой, где говорилось о будущем позитивно, стала передача об исламе».

Каким будет Ислам в России в 2030 году? Что будет волновать российских граждан через 25 лет? Как будет жить российское общество?

Ответы на эти вопросы можно было получить в ходе дискуссии, развернувшейся в студии Останкино, на съемках цикла передач «Гордон 2030». Для участия в ток-шоу были приглашены Шамиль Султанов, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы, координатор межфракционного объединения "Россия-исламский мир: стратегический диалог", и Рафаэль Хакимов, кандидат философских наук, первый советник при президенте республики Татарстан по политическим вопросам. У обоих выступавших были собственные взгляды на будущее Ислама.

Отметив, что Запад агрессивен по своей сути, Султанов показал насущную необходимость сближения с исламским миром. «Западная цивилизация уже поглотила европейскую, американскую, советскую и японскую. Единственной неподдающейся «съедению» в силу каких-то причин цивилизацией остается исламская», – сказал он.

Представив ситуацию, в которой окажется Россия через 20-30 лет, а именно когда численность мусульман в России увеличится с нынешних 20% до 30% и в то же время закончатся запасы нефти и в России, и во всем мире, Султанов подчеркнул естественную необходимость сближения с исламским миром. «Ответ Ислама на вызовы, брошенные нашей стране, – это иман (вера в Единого Бога), справедливость и солидарность», – подчеркнул депутат.

Он также обратил внимание собравшихся на то, что отношения Запада и исламского мира постепенно становятся одними из самых напряженных в истории человечества. В этой связи для того, чтобы сохранить свой суверенитет и исходя из растущего числа мусульман внутри страны, Россия должна отвернуться от Запада и повернуться к мусульманскому Востоку. «Это не просто желание, а потребность», – подытожил депутат.

Исходя из представленного, Султанов в завершении выступления сформулировал варианты отношений в условиях будущего: либо большее присутствие Ислама во всех сторонах жизни, что позволит сохранить самоидентификацию России, либо сохранение и даже усиление нынешней напряженности.

Рафаэль Хакимов, со своей стороны, изложил свою концепцию «евроислама» и сближения с Западом через привнесение в него "либеральных ценностей". "Я сторонник стирания барьеров между Западом и Востоком. В самой сути Ислама нет ничего противоречащего Западу. Соперничество опасно. Многие преподносят Ислам так, как будто он застыл в XIII веке. На самом же деле Пророк говорил иначе. Модернизация – это внутренняя сущность Ислама. И он должен меняться с каждым веком. Все мировое сообщество – это умма. В Коране нет враждебности к другим религиям, главное – творить добро".

Между тем, Р. Хакимов так и не смог использовать шанс изложить в доступной и привлекательной форме идеи "евроислама", хотя тут бы он нашел благодарных слушателей. В этой связи его выступление вряд ли прибавило "евроисламу" сторонников, а, скорее, породило новые вопросы относительно его своеобразной и расходящейся по многим положениям с мусульманским вероучением концепции.

Присутствующие в студии зрители могли выразить свое согласие либо несогласие с тем, что они слышали, с помощью пультов для голосования. Поэтому настроение каждого из секторов было видно всем собравшимся.

Аудитория была составлена из трех секторов, в одном из которых находились профессионалы и эксперты по обсуждаемой теме, в другом – некая группа людей, называемая «народ», и «дети», которых представляли школьники в возрасте от 12 до 17 лет. У каждого сектора был свой модератор, который должен был выражать общее настроение людей.

Выражать мнение «народа» была назначена сделавшая известность на романе ужасов «Мечеть парижской богоматери» Елена Чудинова, которая с его выходом заняла в России долгое время остававшееся вакантным место "православной экстремистки".

Своими речами и всем внешним видом, включая наряды, с выпирающим из-под обтягивающей одежды нижним бельем, она сознательно подчеркивала, что ни в чем не собирается укладываться в общепринятые нормы, подчас выходя при этом и за рамки здравого смысла. Вопреки всем аргументам профессиональных экспертов, она так и не смогла взглянуть широко на вещи, постоянно скатываясь к одной мысли, что Ислам – это насилие, а Россия – это православное государство.

Шокированная отсутствием в прогнозах кровавых сцен насилия и прямых столкновений последователей разных религий, она также вопрошающе осматривала аудиторию, ища в глазах людей настроения, схожие с бредовыми мыслями ее романа. Но аудитория не давала ей повода усомниться в позитивном будущем России.

После выступлений и вопросов следовали комментарии экспертов. «А зачем нам сближаться с Саудовской Аравией, если к 2030 году у нее кончится нефть?» – вопрошал одетый в рясу священник, как-то позабыв то, чему его учили в семинарии, что кроме материальной есть еще и духовная жизнь.

Но, в целом, кроме отдельных исламофобских комментариев, в большинстве высказываний присутствовала уверенность в мирном развитии ситуации в будущем, сохранении светского характера Российского государства и защите прав всех конфессии, вне зависимости от числа последователей.

Притеснения приводят к негативным последствиям, предостережением о которых стал прогноз эксперта Алексея Малашенко, согласно которому мусульман будет становиться больше, но они будут радикальными. Но возможен и другой вариант развития событий, о котором также говорилось, когда последователям Ислама дадут реализовывать свои законные права и религиозные свободы. Тогда страна получит интеллектуальных, образованных российских мусульман, любящих свою Родину.

Большинство же «экспертов», среди которых были как мусульмане, так и немусульмане, делали вполне позитивные прогнозы на будущее, что удивило самого Гордона.

«Основной рефрен всех предыдущих проектов был: все будет плохо. Единственной программой, где каждый второй говорил положительно, стала передача об Исламе!!! И это симптоматично. В чем тут дело!?» – озадаченно вопрошал Гордон.

Детская аудитория также поддержала позитивный посыл, в целом высказав мысль о всеохватывающем характере России, как месте объединения Востока и Запада. «Я поддерживаю точку зрения Шамиля Султанова как на западную цивилизацию, так и на чеченскую проблему, а также на то, что касается существования России к 2030 году», – заявил присутствовавший в студии мальчик. «Я надеюсь, что никаких конфликтов между исламом и православием не будет». На вопрос, откуда он получает информацию об исламе, мальчик ответил, что источник – школьная программа.

Был среди общего хора и голос, ставший неожиданным для многих. 14-летняя девочка решительно заявила о том, что России нужно объединяться с исламским миром против Запада, и, видя замешательство зала, поправилась «против Европы». Может, в детском сознании что-то перепуталось, ведь Россия по ее же словам должна стать мостом между Европой и Азией, но недаром существует поговорка: устами младенца глаголет истина. Услышим ли мы эти слова в эфире, покажет канал ОРТ.

Но, как бы там ни было, что стало ясно из передачи, сегодняшние школьники, которым предстоит стать взрослыми через 20 лет, видят мирное будущее свой страны, где мусульмане и немусульмане спокойно живут рядом друг с другом. При этом сами дети констатировали, что, к большому сожалению, знают об Исламе очень мало.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика