Информационное
агентство России
2°C
15 декабря, 20:32

О ЧЕМ МОЛЧИТ ДУХОВЕНСТВО

art_dev
О ЧЕМ МОЛЧИТ ДУХОВЕНСТВО
1012_duh

В Москве впервые в истории состоялся диалог представителей православия и ислама на тему «Библия и Коран как откровение Бога». Пикантность дискуссии придавал тот факт, что христианскую позицию представлял православный татарин и священник отец Даниил, а мусульман — Али Вячеслав Полосин, пришедший в ислам из христианства. В зале присутствовали члены общества православных татар и русских мусульман. В роли ведущего выступал Максим Шевченко.

Дискуссия в таком формате и в столь необычном составе участников впервые прошла в России. Важно сказать, что прошла она на высоком теологическом и интеллектуальном уровне в атмосфере взаимного уважения и терпимости.

Свое выступление отец Даниил начал с того, что вопрос о том, что является откровением Бога, является одним из главнейших, разделяющих две мировые религии вопросом. «Если мы принимаем Библию, мы не можем принять Коран, если мы принимаем Коран, мы не можем принять Библию», — настолько несовместимо, по мнению отца Даниила, содержание этих двух религиозных текстов.

Отметив, что если мусульмане, открывая Библию, удивлены наличием кроме слов божьих различных историй, а христиан удивляет некая с их точки зрения «бесструктурность» текста и то, что текст по его словам «не предполагает отклика у слушателя». Основываясь на отсутствии в тексте реакции священник утверждал, что в исламе «человек далек от Бога», не вспомнив или осознанно не упомянув при этом аят, в котором Сам Бог говорит о своей близости к человеку и готовности откликнуться.

Для определения божественности учения Даниил выделил два критерия: чистота и нетривиальность учения, сделав еще несколько замечаний, на которые в своем выступлении дал ответ Али Полосин. Заканчивая свою речь, священник выразил общее мнение, что «для христиан вопрос Библии не является столь бесконечно важным как вопрос Корана для мусульман».

Али Полосин в самом начале обозначил мнение мусульман, которые в отличие от христиан, считающих, что приятие Корана означает неприятие Библии, не рассматривают тексты Библии как противоречие Корану. Мусульмане подвергают сомнениям сохранность этих писаний. Наука «библейская критика», хорошо развитая на Западе, показывает, что существует множество поздних вкраплений и изменений текстов. Мусульмане не только признают послания, но и почитают пророков, через которых эти послания доводились.

А. Полосин подчеркнул, что «у людей нет оснований запретить Всевышнему посылать пророков, как это сделали иудеи, остановив цепь пророчества до Иоанна Предтече. Христианство остановило на Исусе Христе. Но весь Новый завет пронизан духом ожидания чего-то нового. Этот новый посланник, о котором говорилось в пророчествах, пришел и книга Коран ниспослана Творцом через этого пророка».

Христиане узнали, что для мусульман Библия не выглядит таким однородным кодексом книг. Там есть многие фрагменты истинные, но многие являются человеческим творчеством.

Касаясь критериев истинности книги, Полосин подчеркнул, что «изменения в закон должны вноситься легитимным образом. О том, что какое-то положение больше не действует должен объявить Всевышний через своего посланника. По произволу объявить какую-то норму недействующей значит стать беззаконником».

Судить насколько жесткие те или иные законы человек не вправе, поскольку с помощью этих законов Всевышний дает вечный рай. «Разве это ни есть проявление его величайшей милости! Потому что в этом милость, чтобы мы заслужили вечный рай, а не избежали трудностей».

В заключение было сформулировано в простой форме то, чем является Коран для мусульман: «Это завет, где человек в каждом своем действии, в мысли, в каждом своем желании говорит «не моя воля, да твоя да будет» и именно это выражается словом Ислам, то есть покорность всевышнему Богу».

После выступлений докладчики обменялись вопросами друг к другу, а также были заданы по два вопроса от оппонентов, представляющих докладчиков с обеих сторон. Вопросы касались таких тем как, доказательства того, что Коран — это откровение Бога и о том, как может христианство являться руководством для всех народов, ведь Иисус послан только к «заблудшим овцам дома Израилева».

На вопрос Али Вячеслава относительно позднейших изменений в Евангелиях отец Даниил ответил, что писавшими руководил Дух Святой, не приведя, однако, никаких доказательств этого.

Собравшиеся задавали разные вопросы как по глубине, так и по затрагиваемым темам, расширив рамки беседы, обозначенные в трех начальных вопросах.

С христианской стороны был заметен интерес к определенным моментам мусульманского учения. Когда появился Коран согласно исламскому богословию, есть ли параллельные существа, может ли Коран лечить болезни, как воспринимается в Исламе смерть и подобные этим вопросы интересовали собравшихся.

Очередь задавать вопросы на мусульманской стороне зала выстроилась в три раза больше, чем на противоположной. Практически все вопросы касались конкретных мест в Библии. Ознакомившись с Кораном, человеку становятся особенно заметны те моменты христианского учения, которые противоречат принципу единобожия и кажутся привнесенными в текст писания. Вероятно, этим объясняется большое количество мусульман, пожелавших адресовать свои вопросы христианам.

Христиане, как показалось, так и не смогли выйти за рамки принятых представлений, в связи с чем вероятнее всего остался не понятым и основной вопрос. Но очевидно, что многие собравшиеся приоткрыли для себя новое понимание, стали чуть осведомленнее о глобальной концепции, где всему отведено должное место.

Невольно подслушав в кулуарах обсуждение дискуссии представителей духовенства и их планов на будущие, показались интересны такие слова, смысл которых: если мусульмане идут вперед "открытым забралом", надо быть резче наступательнее в следующих дискуссиях. Как то это скажется на будущем диалоге?

Как удалось выяснить у христиан после окончания дискуссии, многих приятно удивило, наличие среди мусульман образованных интеллигентных людей, настроенных на конструктивный диалог. Многие, как например Али Вячеслав Полосин, пришли в ислам осознанно, сделав свой выбор после глубоких размышлений, найдя в исламе то, чего не находили в других учениях и концепциях.

Такой разговор уникален своей задачей совместного поиска истины.

Надо думать, что в будущих дискуссиях удастся снять те вопросы, которые остались не понятыми, потому, что даже среди собравшихся присутствовало достаточно людей, готовых дать исчерпывающие ответы, владеющих теологическим богословским аппаратом и подготовленных для ведения высокоинтеллектуальных дискуссий подобным этой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: