ОБ УВЕЩАНИИ ОБРЕЗАВШИХСЯ В СВИЯЖСКЕ ПО МАГОМЕТАНСКОМУ ЗАКОНУ ОБ УВЕЩАНИИ ОБРЕЗАВ

В вышедшем недавно новом сборнике "Мусульмане изменяющейся России" (М., 2002) содержится примечательная статья В.Р.Филиппова об Исламе в современной Чувашии. Хотя она на самом деле повествует о национальной языческой религии чувашей, а также и православии среди этого народа, а вовсе не об Исламе, ряд ее пассажей не могут остаться незамеченными. Так, контакты известного тюрколога и востоковеда, полилингвиста Вали-Ахмада Садура с деятелями чувашского национального движения выдаются автором за проявления "исламского фундаментализма", да еще и привнесенного "эмиссарами южных стран" (с.193). Подобрав пару-тройку антиисламских высказываний чувашских национальных деятелей, автор далее с заметным облегчением резюмирует: "...Думаю, ислам не имеет сколько-нибудь благоприятной перспективы развития в Чувашии".
А имел ли Ислам среди чувашского народа перспективы раньше – не во времена Волжской Булгарии, а попозже, скажем, в "золотой век" Российской империи? Приводимый ниже Сенатский указ убеждает нас – да! Ислам подпольно проповедовался среди чувашей и тайно принимался ими, однако государственная власть в лице своих институтов, вкл. Православную Церковь (а именно Синод и Новокрещенскую контору), жестоко преследовала новообращенных мусульман. Церковь ходатайствовала, а правительство реализовывало наказания: жен заставляли разводиться с мужьями, мусульман насильно "возвращали по прежнему в Чувашу" (т.е. в язычество), под угрозой смертной казни нескольким сотням людей предписывалось "быть в той же Чувашской вере", причем за соблюдением языческих обрядов надзирали солдаты-сотники. В чем мы можем найти признаки хваленого царского "либерализма" времен Империи, о котором пишут на каждом углу некоторые деятели современных Духовных управлений мусульман? Только лишь в том, что "превратителей в Магометанский закон" (т.е. проповедников, очевидно имамов, мулл и просто неравнодушных обывателей-мусульман) не казнили, а отправили в вечную ссылку в Сибирь!


1749 года Июня 14 дня. Сенатский указ.
Правительствующий Сенат, по ведению Святейшего Правительствующего Синода, в коем объявлено, что [...] слушав присланного из обретающейся в Свияжске Новокрещенских дел Конторы рапорта, в котором объявлено: минувшего де 1743 года Февраля 22 дня, по сообщенной из Конторы Новокрещенских дел в Казанскую Губернскую Канцелярию промемории, продолжалося следствопроизвождение о сысканных в Свияжской Провинции превращенных и обрезанных в Магометанской закон из Чуваш [...], из которого экстракт для решения послан был в реченную Губернскую Канцелярию, на кои минувшего ж 1746 года Ноября от 22 дня в Контору Новокрещенских дел промемориею объявлено [...]: обрезанных и превращенных в Магометанский закон 33 человека и с их детьми мужеска и женска пола, возвратить по прежнему в Чувашу; а обрезанных же, которые по следствию явились, что содержат старую свою Чувашскую веру 260 человек и с их детьми, быть в той же Чувашской вере и обязать их подпискою, под смертною казнию, чтоб они впредь Магометанского закона отнюдь не держали и в том за ними смотреть Сотникам; а ежели тайно или явно оной закон будут содержать, и в том от кого изобличатся, за то казнены будут смертию без всякия пощады; замужних Чувашек за Татарами 26, отобрав у Татар, возвратить от них в Чувашу в прежние их жилища, понеже де они Татара брали их за себя в противность указов; а детей их, прижитых с Татарами, оставить в их Татарском законе; обрезателям и превратителям 16 человекам, по силе Уложенья и Губернаторской Инструкции, за оное их, в противность указов, превращение и обрезание Чувашского народа в свой закон, хотя де надлежало учинить смертную казнь, но по Всемилостивейшему милосердному Ее Императорского Величества 1744 года Июля 15 дня указу от той казни их свободить, а послать на житие вечно в Сибирь.
"Полное собрание законов Российской империи", №9631.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика