“ОТПАД” ИЛИ ВОЗВРАТ

1012_ahm
После завоевания Казанского ханства войсками Ивана Грозного, проходившего под флагом распространения христианства, началась кампания по насильственному крещению коренных народов Поволжья и Приуралья: татар, башкир, чувашей, мордвы, удмуртов, марийцев. Впоследствии, немного поутихнув, эта кампания возобновилась с новой силой при Петре Первом, который своим указом подтвердил запрет дворянам-мусульманам держать крепостных-христиан, подкрепив это требованием либо отдать своих крепостных, либо самим креститься. Период с 1738 по 1755 год считается, по оценке Александра Беннигсена, “самым трагическим периодом за все время их существования”. Именно тогда наиболее сильно распространилось христианство среди мордвы, чувашей и удмуртов. И тогда же немало крещеных появилось среди татар. Собственно, основная тяжесть удара насильственной христианизации пришлась по татарам, как по народу, в недавнем прошлом доминировавшему в Волго-Уральском регионе, да и вообще в Восточной Европе, и лишь недавно (менее двухсот лет назад) утратившим свою государственность. В перечислении Петра Первого патриарху Адриану: “…зловерцы-татары, мордва, черемисы и другие”. Кроме того, надо отметить, что в плане идеологии язычество не шло ни в какое сравнение с исламом.


Среди татар главной мишенью была феодальная аристократия, наравне с абызами и ишанами являвшаяся элитой нашего народа. Именно мурзы руководили организованным сопротивлением насильственному крещению, причем не только татар, но и черемисов (марийцев), остяков (хантов) и других народов. У татарских мурз, самоотверженно отстаивавших интересы российского государства на полях сражений, за отказ принимать чуждую веру отбирали крепостных и земли, которыми мурзы владели по праву своих отцов и дедов, включая собственные усадьбы. Доля татарских феодалов и служивых татар среди народа была очень высока – в некоторых регионах страны из них состояло практически все мусульманское население исключительно (ярославские, романовские, кадомские, шацкие служивые татары). Весьма красноречивой иллюстрацией попыток принудительного крещения татарских мурз было указание всем мурзам Курмышского уезда креститься в срок до 25 февраля 1682 года, в противном случае их лишали имущества и переводили в податное сословие. Миссионеры использовали метод "кнута и пряника": в ход пошли денежные выплаты и всевозможные льготы новокрещеным, заключение под стражу за нежелание креститься, освобождение от рекрутской повинности новокрещеных с переложением ее на "упорствующих", их выселение со своих земель, уплата налогов за новокрещеных теми, кто остался в своей прежней вере. В результате одни принимали христианство под страхом смерти, другие – чтобы сохранить поместья и крепостных.
Необходимо отметить, что, если в результате компании, предпринятой в первой половине XVIII века по массовому крещению "инородцев", окрестилась практически вся мордва, подавляющая часть чувашей и удмуртов (примечательно, что официально оставшиеся в язычестве чувашские и удмуртские села находятся в полностью татарском окружении), половина марийцев, то среди мусульман – татар и башкир – доля окрестившихся осталась сравнительно невысока (12 тысяч из 400 тысяч крещеных "инородцев" за время существования Новокрещенской конторы). И хотя позже, при Елизавете (после подавления восстания Батырши) и Екатерине Второй (после подавления восстания Юлаева), и появились некоторые послабления для мусульман, но вернуться в ислам потомкам этих крещеных татар было уже запрещено. Подобный переход карался смертной казнью, а после некоторой либерализации законодательства – вечной ссылкой с конфискацией имущества и детей. Созванная при Екатерине Второй комиссия по обсуждению законодательства нашла, что "Отступников из христиан в магометанство ... как опаснейших гонителей христианства, более опасных, чем сами природные магометане".

Тем не менее, подобные возвраты были. Волн массового возвращения в ислам, а вернее сказать, подачи прошений об официальном возврате в ислам крещеных татар, было две: первая в 1866-1869 годах, а вторая – после царского манифеста о свободе совести 1905 года (в церковных документах этот процесс называется "отпадом"). В это время потомки ранее крещеных татар целыми деревнями подавали прошения о переводе их в ислам. Профессор Казанской Духовной Академии Машанов в своем докладе на миссионерском съезде называет цифру в 50 тысяч "отпавших" в течении XIX века.

Одной из самых ярких подобных историй является хроника семьи дворян Стулкиных из деревни Петряксы Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне деревня Петряксы Пильненского района Нижегородской области) – того самого уезда, мурзам которого было предписано креститься в течение недели в 1682 году. В прилагаемом к прошению списке перечислены все 46 членов этого рода, включая жен и детей. Со времени подачи первого прошения Стулкиных (15 сентября 1905 года) до удовлетворения их просьбы прошло 3(!) года, и это несмотря на то, что согласно их уверениям, ни они сами, ни их предки никогда православными не были, а с рождения были мусульманами. В качестве первой реакции на просьбу узаконить их пребывание в качестве мусульман появляется резолюция:

"Произвести надлежащее расследование в том: действительно ли принадлежат к числу отпавших из православия и только числятся православными, а на самом деле исповедуют магометанскую религию, составить на просителей подробную ведомость"

В ответе полицейского исправника говорилось:

"Полицейское Управление доносит Губернскому Правлению, что все просители с их семьями со дня своего рождения исповедуют магометанскую религию и что обрядов православной веры они никогда не исполняли".

Но даже, несмотря на столь явный факт, получивший к тому же офциальное подтверждение, в ответ на прошение Стулкиных, направленное на имя симбирского губернатора, их отправляли то в полицейское управление, то в духовную канцелярию, один ответ даже подписан ветеринарным инспектором. Их дело просто "клали под сукно", по-видимому, надеясь, что просители сами откажутся от своих требований. И, наконец, 21 сентября 1908 года, спустя три долгих года, законная просьба дворян Стулкиных была удовлетворена.

Вот с такими препятствиями сталкивались наши предки, когда им нужно было официально объявить себя мусульманами.

Прилагаемое прошение не первое и не последнее в длинной череде документов по делу дворян Стулкиных.


Прошение


Умершие предки наши, по принуждению ли или просто по своим разсчетам, были новокрещеными в православие из татар мусульманского исповедания, как и мы, просители, но православной веры не исполняли, тяготея всегда к магометанской мусульманской религии, как и мы лично теперь, исповедуя ее в действительности исчисляясь новокрещеными или православными просто лишь только по записи и по имени может быть, а не более.
Желая быть действительно и формально причисленными к мусульманской религии мы, на основании изложенного и в силу Высочайше Утвержденного 25 ... сего 1905 года Положения Комитета Министров, а также циркуляра Министерства Внутренних дел от 18 августа сего года за № 4628, предложения Департамента духовных дел иностранных исповеданий от 25 того же Августа за № 4801 ... Оренбургского Магометанского духовного собрания, по своему духовенству, от 12 сентября 1905 года за № 5071 имеем честь покорнейше просить Ваше Превосходительство сделать распоряжение, по возможности непродолжительным временем, о причислении нас с детьми нашими и семьями к мусульманской религии, которую только мы в действительности исповедуем и впредь всегда желаем исповедовать и исполнять ее, а также об исключении нас из православных метрических списков, если мы в них значимся, в последующем поставить объявить по месту нашего жительства, с вручением особого объявления о том на руки.
При этом считаем нужным ... что по поводу сего нами было уже возбуждено ходатайство пред ...ным собранием в ... сего года, которое, как объявило нам собрание, передано им на распоряжение Господина Министра Внутренних дел, что было ... сего года, на что последовало ... нам неизвестно и не объявлялось.


проживающие в деревне Петряксах Петряксинской волости Курмышского уезда Симбирской губернии неслужащие дворяне: Саляхетдин Айнетдинов, Низяметдин Аляутдинов, Аймалетдин Аляутдинов, Сейфетдин Якупов, Нежеметдина Якупов и Мухаммадьяр Аляутдинов Стулкины


Представляет интерес и другой образец обширной переписки по делу Стулкиных. На этом документе стоит подпись ветеринарного инспектора. Следует обратить особое внимание на даты прошений и ответов на них – разница не менее 2-3 месяцев, кроме того, даже губернского чиновника возмутил факт игнорирования аналогичной со Стулкиными просьбы крестьян соседней деревни "Рыбушкино", и он просит даже не ускорить их дело, а просто начать его. Из документа явно следует неединичность просьбы об официальном возврате в ислам, и это только в соседних волостях одного уезда. Примечательно, что у людей, подающих просьбу о переводе в ислам, имена и фамилии – мусульманские (Хусаин, Закир, Хамидуллин, Абзанов, видимо, искаженное Афзалов). Причем, это имена официальные, зафиксированные в документах, что говорит о том, что и они сами, и их родители (фамилии – по именам отцов) на самом деле являлись мусульманами!


Резолюция первого стола
Входящие № 610 и 480


Настоящее отношение Симбирской Духовной Консистории за № 2342 и приложенну при нем переписку об исключении об исключении при нем переписку об исключении из числа православных неслужащих дворян Стулкиных препроводив в Курмышское полицеское управление, предписать оному, с возвращением приложений, доставить Правлению требуемые Духовной Консисторией сведения о Стулкиных, а равно немедленно исполнить предписание Правления, от 3-го Октября 1905 года за № 2505 о производстве дознания по прошению крестьян дер. Большой Рыбушкиной, Чембилеевской волости Курмышского уезда, Хусаина Хамидуллина и Закира Абзанова о нестенении их исповедывать магометанскую веру, ибо хотя Полицейское Управление, рапортом от 31 минувшаго Января за № 3699, и донесло Правлению, что дознание о них представлено в Губернское Правление Декабря 1906 года за № 3699, но при означенном рапорте поступила переписка лишь о дворянах Стулкиных. – Февраля 27 дня 1907 года.


За Советника Губернский
Ветеринарный инспектор
(подпись неразборчива)

Вице-Губернатор
(подпись неразборчива)


Автор благодарит Тахира Абдурахманова за предоставленные архивные материалы, без которых написание статьи было бы невозможным.







Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика