ОГОВОРКА ПО БЕНЕДИКТУ

PAP03
Не прошло и года со дня публикации карикатур на пророка Мухаммада, повлекшей крупный международный скандал и обострение отношений между Западом и Востоком, как мир оказался на пороге новой религиозной конфронтации. Причем источником напряженности на сей раз стали не малоизвестный журналист или заштатная газета, а глава самой многочисленной в мире христианской конфессии. Выступая в университете Регенсбурга (Бавария), Папа Римский Бенедикт XVI публично оскорбил более миллиарда человек, являющихся мусульманами. Протест мусульман вызывала приведенная понтификом цитата из письма императора Мануила Второго Палеолога, всю жизнь боровшегося с Османской империей. «Покажите мне, что нового принес Мухаммад, и вы найдете злые и бесчеловечные вещи, такие, как приказы мечом нести веру, которую он проповедовал», – зачитал Папа слова правителя Византии, не обозначив своего собственного отношения к ним. После этого понтифик обрушился с критикой на один из основополагающих постулатов исламского вероучения – джихад.

Позднее глава Римско-католической церкви заявил, что он «искренне сожалеет» о том, что его высказывания были неправильно поняты и оскорбили приверженцев исламской религии. «Я искренне сожалею о реакции на мое недавнее выступление в университете Регенсбурга, которое было сочтено оскорбительным для чувств мусульман», – сказал он, в воскресном выступлении перед верующими в его загородной резиденции Кастель-Гандольфо под Римом.

Между тем, невнятная реакция Папы не удовлетворила мировое мусульманское сообщество. Один из самых авторитетных улемов исламского мира, председатель Международного союза исламских ученых шейх Юсуф Кардави отверг «сожаления» Бенедикта. «Это не извинения, а обвинение мусульман в том, что они не поняли его слова. Настоящим извинением может считаться только публичный отказ Папы от своих слов», – заявил Кардави. На пятничной проповеди в Дохе Кардави подчеркнул: «Создается впечатление, что мусульмане, численность которых достигает полутора миллиардов человек, стали уммой, которую можно безнаказанно оскорблять со всех сторон». Ученый призвал единоверцев провести День Гнева в последнюю пятницу Шаабана, отметив, что эта акция должна носить общемусульманский характер. «Мы хотим, чтобы этот день стал днем разумного, а не безрассудного гнева», – заявил шейх Кардави.

Следует отметить, что слова Бенедикта XVI многие аналитики расценили не просто как проявление средневековой антипатии к исламскому Востоку, а как очередной политический шаг со стороны католической церкви в рамках стратегического противостояния между исламской и западной цивилизациями. И что бы не предпринимала сейчас дипломатия Святого престола, данное заявление может стать кардинальным поворотом в политике Ватикана по сравнению с периодом понтификата Иоанна Павла II.

«Это не случайная оговорка, как ее пытаются представить, а проявление идеологии конфронтации с исламом, которая принята на вооружение Западом», – считает известный российский политический аналитик Шамиль Султанов. По его мнению, она неслучайно появилась именно сейчас, на фоне положительных изменений в европейском общественном мнении по отношению к исламу, произошедших в связи с израильским вторжением в Ливан и освободительной борьбой, которую ведут Хезболла и ХАМАС.

«Сегодня многие хотят поставить знак равенства между исламом и насилием, – в свою очередь заявил советник президента Российской Федерации Асламбек Аслаханов. – Я не хочу верить, что этим высказыванием Папа Римский хотел способствовать межцивилизационной конфронтации. Однако, вне всякого сомнения, он дал повод тем, кто разыгрывает религиозную карту, желая столкнуть ислам с христианством, использовать эти слова в своих целях».

Череда антиисламских провокаций, предпринятых в последнее время в различных странах Запада, дала аналитикам лишний повод задуматься о причинах происходящего. Некоторые эксперты связывают эти события с желанием определенной части западного истеблишмента использовать доктрину о конфликте цивилизаций для реализации глобальных геостратегических задач. По мнению Али Полосина, «брошенный из-за океана специалистом по информационным войнам С. Хантингтоном призыв к столкновению цивилизаций предполагает сплочение христиан против мира Ислама. По сути, Папа, приведя в пример византийского императора, склонившегося перед католическим Западом, обозначил фронт своей проамериканской геополитики: сообща выступить против «исламизации» Европы».

Большинство экспертов сходятся во мнении, что высказывания Папы, прозвучавшие в контексте последних попыток размежевания между Востоком и Западом, исламским и христианским миром, могут иметь самые серьезные и далеко идущие последствия. Для России же как страны, находящейся на стыке различных культур и цивилизаций, конфронтация на религиозной почве чревата полной утратой государственности. Неслучайно об этой опасности не раз говорил Владимир Путин, призывая осознать последствия возможного конфликта цивилизаций, который навязывается миру. Выступая недавно на Всемирном саммите религиозных лидеров, президент заявил, что миру фактически навязывается конфликт цивилизаций и надо в полной мере отдавать себе отчет, к каким катастрофическим последствиям такая конфронтация могла бы привести. По словам главы государства, мир столкнулся с новыми угрозами, главной из которых является попытка расколоть его по религиозному или этническому признаку, вбить клин, прежде всего между христианским и исламским сообществами.

В этой связи не может не вызывать беспокойства позиция представителей Русской православной церкви, которые будучи традиционно рьяными критиками Ватикана, в данном вопросе фактически поддержали понтифика. «Я не думаю, что Папа хотел обидеть мусульман. Я внимательно прочел его лекцию, в которой речь шла о соотношении веры и разума. Думаю, что это высказывание лежит в русле религиозной полемики, которая ведется многие века...», – сказал в беседе с нашим корреспондентом Замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.


Евгений АНИСИМОВ

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика