Никах через ЗАГС

Регистрация в ЗАГСе способствуют устойчивости браков и выполнения супругами взаимных обязательств

Регистрация в ЗАГСе способствуют устойчивости браков и выполнения супругами взаимных обязательств

Теги:







3
19 Апреля 2005г. (09 Раби аль-авваль)
Превратное понимание некоторыми мусульманами понятия “никах” часто приводит к печальным последствиям. К сожалению, в молодежной среде приходится слышать утверждение, что, согласно шариату, одно лишь формальное прочтение никаха делает парня и девушку полноценными супругами.

Для правильного понимания сути “никаха” необходимо понять атмосферу, окружавшую мусульманскую умму во времена Пророка и в дальнейшем, ее различие с сегодняшними реалиями.

Никах как институт мусульманского права появился, когда не существовало крупных мегаполисов таких как Москва, когда действовала шариатская правовая система, которая, устанавливая нормы права и применяя санкции за их неисполнение, регулировала все общественные отношения.

В царской России после принудительного включения мусульманских народов в ее состав продолжало существовать (в несколько ограниченном виде) мусульманское судопроизводство. Судебные решения, вынесенные шариатскими судами в отношении последователей ислама (кроме смертных приговоров за прелюбодеяние), подлежали исполнению. Ряд отраслей права (семейное, наследственное и т.д.) находился в ведении самих мусульман. Регистрация никаха муллой с записью в метрической книге мечетей являлась официальным признанием его со стороны государства. В это время важным регулятором общественных отношений являлась сама мусульманская община, каковой была деревня, кочевье, городской квартал и т.д. В общине проходила вся жизнь мусульманина. Если член какой-то семьи грубо нарушал установленные правила и обычаи, об этом напоминали не только ему, но и его потомкам, давая родовое прозвище. Семья покрывалась позором на несколько поколений вперед.

Сегодня ситуация принципиально иная. При отсутствии мусульманского законодательства и разрушенной общинности не осталось никаких факторов, обеспечивающих целостность брачных отношений, за исключением порядочности супругов. Но иногда люди, которых рекомендовали и за которых поручались, оказывались на уровне обычного рядового джахиля. И тогда возникало много проблем: ссора или бизнес не шел или кончалось время учебы, и мужья отбывали на родину, оставляя своих жен и детей. Особую озабоченность вызывает появление таких феноменов как “тайный” или “упрощенный никах”, а также никах по телефону и никах по интернету. Недобросовестные люди, ищущие всевозможные лазейки, читают никах без валия (попечителя), без широкой огласки или когда имам выступает еще и в качестве свидетеля и т.п. В своем стремлении найти обходные пути некоторые мусульмане начинают уподобляться тем, кто следует принципу “если нельзя, но очень хочется, то можно”.

Следует отметить и то, что при резко возросшем уровне коммуникаций возросло и количество браков между представителями различных культур. В семейной жизни все эти различия играют весьма существенную роль. По статистике процент разводов в межнациональных браках слишком высок. Например, доля распавшихся браков, заключенных девушками из европейской России с выходцами с Кавказа, Средней Азии, арабских стран, превышают среднероссийские показатели распавшихся браков. Жизнь показывает, что данная пропорция в полной мере относится и к мусульманам.Основной причиной разводов в межнациональных браках является несовместимость обычаев, традиций, ментальности супругов. При этом больше всего страдает жена; ей как слабой стороне приходится в большей степени приспосабливаться к обычаям и традициям мужа.В последнее время немаловажную роль стали играть образование и уровень интеллекта. Семьи, где один из супругов существенно уступает по этим показателям другому, более подвержены распаду. Если интеллектуальное превосходство мужа над женой еще считается нормальным, то в противном случае в семье вряд ли будет царить согласие.

Возникает вопрос: можно ли обезопасить брак?

Конечно, универсального средства здесь не существует. Но, существенно сократить риск, соблюдая некоторые простые правила, можно.
Во-первых, выбирать себе вторую половину лучше из своей культурной и языковой среды.

Во-вторых, следует обратить особое внимание на наличие общих интересов. Причем эти интересы отнюдь не ограничиваются только религией.
В-третьих, нельзя пренебрегать мнением родителей. Если отец или мать не дают своего согласия на брак либо просто не одобряют его, то лучше положиться на их жизненный опыт. В вопросах брака никто не даст более полезных советов, чем родители.

И наконец, в условиях отсутствия полноценного исламского общества с его сдерживающими механизмами, единственным юридическим гарантом соблюдения прав (помимо надежды на добропорядочность супругов) является действующее законодательство. Такие правовые меры как обязательная государственная регистрация брака, брачный договор и т.п. способствуют устойчивости браков и выполнения супругами взаимных обязательств.

Автор: Ахмад Макаров

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

ummusmana 01 Июля 2010г.
Ответить

Статья абсолютно верная. Поверьте моему опыту и многим другим женщинам

Mitad-1 16 Апреля 2010г.
Ответить

Koroche zags,pags i drugaya kufroten'. Nikogda ne budet polnocennogo 'am'alya,poka ne budet shariata po Sunne.

Jafar 16 Апреля 2010г.
Ответить

Во-первых, выбирать себе вторую половину лучше из своей культурной и языковой среды. ---это менее значимо, если человек хорошо знаком с "другой" культурной и языковой средой. Во-вторых, следует обратить особое внимание на наличие общих интересов. Причем эти интересы отнюдь не ограничиваются только религией. ---согласен. для этого в т.ч. надо интенсивно, но не слишком долго знакомиться до никаха В-третьих, нельзя пренебрегать мнением родителей. Если отец или мать не дают своего согласия на брак либо просто не одобряют его,...
Читать дальше

Яндекс.Метрика