Различие между закятом и садака

1012_money
Ислам рассматривает материальные блага в качестве средства, необходимого для обеспечения благополучия как общества, в целом, так и личности, в частности.Всевышний говорит: "И не давайте неразумным (сиротам) их имущества, которое Аллах вручил вам для их поддержки" (4:5).



В этом аяте под словом "неразумные" подразумеваются те, кто в силу различных причин не в состоянии адекватно распоряжаться своим имуществом. Из аята следует, что мусульманское общество обязано обеспечивать каждого своего члена в той степени, которая бы полностью исключала наличие у последнего какой-либо нужды.



В Коране содержатся 82 аята, которые предписывают исполнять намаз и закят вне отрыва друг от друга. Так, подчеркивая их равноценность, Всевышний говорит: "Совершайте намаз и выплачивайте закят ...".

Данное предписание конкретизируется словами пророка (мир ему), утвердившего его в качестве одного из пяти столпов ислама.



Обратившись к истории ислама, особенно раннего его периода, мы увидим, что закят являлся одним из важнейших инструментов борьбы с бедностью. Закят представляет собой исчисляемую в фиксированном проценте определенную часть имущества состоятельных людей, которая направляется на нужды общества в виде адресной дотации: в Коране (9:60) приведен исчерпывающий список категорий людей, которым выплачивается закят.



Важно подчеркнуть, что ислам рассматривает закят не как проявление жалости богатых по отношению к бедным, а как исполнение долга перед Богом. Та часть средств, которую состоятельные люди выделяют из своего имущества (закят), принадлежит общине на праве собственности.



Помимо закята на мусульман возлагаются и другие финансовые обязательства, о чем свидетельствуют хадисы, переданные известными сподвижниками Пророка, такими как Умар, Али, Абу Зар, Айша, Ибн Умар, Абу Хурайра и др.



Когда средств закята бывает недостаточно для удовлетворения минимальных потребностей нуждающихся, например, в условиях стихийных бедствий, неурожаев, войн и т.д, эту функцию выполняет институт садака (милостыня). Известный мусульманский ученый и мыслитель Мухаммад Абдо отмечал: "Садака – один из столпов благочестия (бирр), ее выплата носит обязательный характер подобно закяту". Однако в отличие от закята в отношении садака не существует каких-либо предписаний, определяющих ее размер. В Коране говорится: "Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят" (2:177).



В этом аяте перечислены деяния, относящиеся к благочестию, среди которых отдельно говорится о садака ("кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему ...") и закяте ("выплачивал закят"). Это подтверждает то, что садака и закят являются разными предписаниями Аллаха.



Из вышесказанного следует, что состоятельный мусульманин обязан вначале выплатить причитающейся с него закят, а уж затем – при необходимости – выплатить садака.



Использованная литература:

"Фикх аз-закят", Юусуф Кардави

"Фикх ас-сунна", Сайид Сабик

"Булуг аль-марам", Аль-Аскаляни

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика