Информационное
агентство России
-1°C
22 октября, 03:46

Различие между закятом и садака

art_dev
Различие между закятом и садака
1012_money

Ислам рассматривает материальные блага в качестве средства, необходимого для обеспечения благополучия как общества, в целом, так и личности, в частности.Всевышний говорит: "И не давайте неразумным (сиротам) их имущества, которое Аллах вручил вам для их поддержки" (4:5).

В этом аяте под словом "неразумные" подразумеваются те, кто в силу различных причин не в состоянии адекватно распоряжаться своим имуществом. Из аята следует, что мусульманское общество обязано обеспечивать каждого своего члена в той степени, которая бы полностью исключала наличие у последнего какой-либо нужды.

В Коране содержатся 82 аята, которые предписывают исполнять намаз и закят вне отрыва друг от друга. Так, подчеркивая их равноценность, Всевышний говорит: "Совершайте намаз и выплачивайте закят …".
Данное предписание конкретизируется словами пророка (мир ему), утвердившего его в качестве одного из пяти столпов ислама.

Обратившись к истории ислама, особенно раннего его периода, мы увидим, что закят являлся одним из важнейших инструментов борьбы с бедностью. Закят представляет собой исчисляемую в фиксированном проценте определенную часть имущества состоятельных людей, которая направляется на нужды общества в виде адресной дотации: в Коране (9:60) приведен исчерпывающий список категорий людей, которым выплачивается закят.

Важно подчеркнуть, что ислам рассматривает закят не как проявление жалости богатых по отношению к бедным, а как исполнение долга перед Богом. Та часть средств, которую состоятельные люди выделяют из своего имущества (закят), принадлежит общине на праве собственности.

Помимо закята на мусульман возлагаются и другие финансовые обязательства, о чем свидетельствуют хадисы, переданные известными сподвижниками Пророка, такими как Умар, Али, Абу Зар, Айша, Ибн Умар, Абу Хурайра и др.

Когда средств закята бывает недостаточно для удовлетворения минимальных потребностей нуждающихся, например, в условиях стихийных бедствий, неурожаев, войн и т.д, эту функцию выполняет институт садака (милостыня). Известный мусульманский ученый и мыслитель Мухаммад Абдо отмечал: "Садака — один из столпов благочестия (бирр), ее выплата носит обязательный характер подобно закяту". Однако в отличие от закята в отношении садака не существует каких-либо предписаний, определяющих ее размер. В Коране говорится: "Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят" (2:177).

В этом аяте перечислены деяния, относящиеся к благочестию, среди которых отдельно говорится о садака ("кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему …") и закяте ("выплачивал закят"). Это подтверждает то, что садака и закят являются разными предписаниями Аллаха.

Из вышесказанного следует, что состоятельный мусульманин обязан вначале выплатить причитающейся с него закят, а уж затем — при необходимости — выплатить садака.

Использованная литература:
"Фикх аз-закят", Юусуф Кардави
"Фикх ас-сунна", Сайид Сабик
"Булуг аль-марам", Аль-Аскаляни

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: