ПРОСВЕЩЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ - ЭТО ПРОСВЕЩЕНИЕ НАЦИИ

1012_prosveschenie
Согласно последним исследованиям зарубежных специалистов, в США – родине феминизма, наблюдается тенденция к возврату традиционных для любой культуры, семейных ценностей.


За последние годы, так называемый «женский вопрос», стал одним из самых актуальных вопросов для нашего общества. Российские женщины довольно быстро поняли, что пропагандируемое СМИ «освобождение» есть ни что иное, как ловко замаскированное угнетение слабого пола. Каждая нормальная женщина видит, что вместо обещанных привилегий, они вынуждены работать полный рабочий день, и после изнурительной работы возвращаться к своим домашним обязанностям. Феминизм, столь распространённый в странах Запада, в России не прижился.
Существует также другая крайность среди современных женщин, которая имеет место быть – полный отказ от образования и участия в общественной жизни.



1. Каким образом Ислам предлагает решить «женский вопрос» в современном обществе?

Ислам предлагает решение «золотой середины», которое идеально соответствует природным свойствам женщины.

Ислам ясно дает понять, что главная (хотя и не единственная) сфера деятельности женщины – это ее семья, а именно воспитание детей и обязанности перед мужем. Да, Ислам чтит роль женщины в первую очередь как жены и как матери. Такая роль считается в Исламе самой почетной, но никоим образом не унизительной, как это принято считать.

Интересно отметить, что еще во времена пророка Мухаммада (мир ему и благословение) женщины спрашивали: получат ли они за то, что они делают дома такое вознаграждение, как и мужчины за работу вне дома. На что пророк (с.а.с.) ответил, что за доброе отношение к мужьям, поддержку их во благо дружбы и прочности семьи равноценно всем тем мужским делам вне дома.

Некоторые мужчины противятся образованию женщин, считая, что женщины должны заниматься только домашними делами и обязанностями. Откроем книгу по исламскому праву – фикх и найдем главу, посвященную обязанностям по дому.

Представители школы Ханафи, Шафии и Ханбали считают, что в обязанности женщины не входит приготовление пищи. У некоторых мужчин есть привычка обходить эту главу при изучении законов ислама. Потом они говорят: «Я думаю, что это обязанность женщины», забывая, что это совсем не обязанность, а традиции, которые женщины придерживаются с радостью и добровольно из любви и милости к своим мужьям и детям. Почему же мужчины держат своих женщин в невежестве? Не стоит забывать, что невежественная женщина-это женщина во всех отношениях недалекая. Так почему же мужчины боятся высокообразованных и мыслящих женщин? Ведь нельзя забывать, что у невежественной женщины будут невежественные дети.

Пророк (с.а.с.) сказал: « Остерегайтесь глупых кормилиц, ибо с молоком они дают кое-что еще». Материнство – не единственная роль мусульманки в обществе. Сама Аиша (жена Пророка) не рожала детей, но известна как одна из "матерей правоверных" (почетное звание, которого удостоены жены Пророка). Она также была из авторитетнейших источников исламских знаний, рассказчиков бесчисленного множества Хадисов. К ней за знаниями приходили отовсюду. А также когда один из великих ученых, знатоков приданий о пророке (с.а.с.) Ибн – аль Хаджар отправился в Дамаск, у него там было четыре учителя хадисов, трое из которых женщины. Он был величайшим ученым в истории и это притом, что знания он получил от женщин. Поистине это были великие женщины! Где теперь такие женщины?



2. Имеет ли она право на образование и может ли она работать, используя свои знания на практике?

Роль мусульманской женщины совершенно уникальна по своей сущности: ислам предписал ей обязанности, как перед Богом, ее мужем, ее детьми, другими членами семьи, ее окружающими, и обществом, так и перед самой собой. Каждый аспект ее жизни Аллах (велик Он!) вырисовал в прекраснейшем порядке. Она – любящая жена и мать, ответственная хранительница домашнего очага, заботливая сестра, надежный друг, партнер. Она же воспитательница, , помощница и советчица.

Одним из наиболее важных прав, которые ислам предоставил женщине, было право на образование. Женщины проявляли большую осведомленность в хадисах. Аиша передала две тысячи двести десять хадисов. Аиша имела не только религиозное образование, но и отличалась в поэзии, литературе, истории, медицине, и в других отраслях науки, которые тогда были известны. Имам аз-Зухри сказал: "Если собрать знания Аиши (и сравнить их) со знанием всех женщин, то знание Аиши оказалось бы более достойным". Сподвижники Пророка говорили: "Когда нам был неясен какой-нибудь хадис, мы спрашивали о нем Аишу".

Какой бы ни была роль женщины, будь то жены, матери, или деловой женщины, работающей вне дома (а тем более, если она выполняет эти функции одновременно), ей необходимы знания. Стремление к знаниям – это даже не право, а обязанность каждого мусульманина, будь то мужчина или женщина. Даже сам пророк Мухаммед (мир ему и благословение) уделял свое время для обучения женщин и девушек и поощрял их стремление к получению знаний. В одном из своих изречений пророк (мир ему и благословение) сказал: " Образование – это обязанность каждого мусульманина и мусульманки". Из истории мы знаем, что мусульманки в знаниях не уступали мужчинам.

А кто воспитывает мужчин? Женщина. "Будущее нации – в руках матерей", – говорил Бальзак. Один поэт сказал: «Мать-это школа, которая готовит к жизни благородный народ». Невозможно воспитать сильную, многосторонне развитую личность, не имея образования. Любая мать должна быть готова дать своему ребенку соответственное воспитание и образование. Мусульманские ученые говорят: учишь мужчину – учишь одного человека, учишь женщину – учишь нацию.

Итак, современная женщина должна быть грамотной, эрудированной; всегда готова оказать помощь мужу, родственникам, и, особенно, детям.

Ислам гарантирует женщине не только эти права. Как сказано в Коране, женщины имеют равные права с мужчинами (но не значит идентичные). В исламе женщина, замужняя или нет, считается человеком со своими собственными правами, а не просто приложением к мужу. Так, например, она имеет полное право владеть и распоряжаться своим имуществом и заработком даже после вступления в брак. Обратите внимание, что ислам дал женщине те права и привилегии еще 1400 лет назад, которыми она никогда не пользовалась ни при какой религиозной или конституционной системе. Римское право, даже английское право вплоть до конца 19 ст., не давало женщине владеть и распоряжаться своей собственностью. Все ее имущество переходило в пользование мужа. Даже, чтобы получить право на обучение и свободу для работы, ей пришлось добиваться этого столетиями.



3. Женщина в призыве

Для того чтобы женщина знала и ценила то, чем ее наделил Ислам, необходимо, чтобы знания об этой универсальной религии дошли до каждой из нас. Это станет возможным с помощью призыва.

Призыв к религии Аллаха – долг каждого мусульманина и мусульманки. «Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к религии Аллаха согласно убеждению» , и он является видом поклонения и проявлением покорности Аллаху «Для каждой общины Мы установили обряды, которые они отправляют, и пусть они не спорят с тобой по этому поводу. Призывай же к своему Господу. Воистину, ты – на Прямом Пути» , «Посему призывай и следуй прямым путем, как тебе было велено» , «Да не отвратят они тебя от аятов Аллаха после того, как они были ниспосланы тебе, и призывай к религии твоего Господа» .

Призыв не ограничивается лекциями и уроками, которые способны давать лишь ученые, как могут подумать некоторые. На самом деле, каждая мусульманка может стать призывающей к Аллаху – своим поведением и взаимодействием с окружающими, и своим знанием, когда она передает другим свои знания в религии, и своим терпением и надеждой на награду от Аллаха, когда она призывает к одобряемому и удерживает от порицаемого всеми узаконенными Шариатом средствами, которые в ее распоряжении... Находится ли она при этом у себя дома, или действует через какое-то учреждение. Или на своем рабочем месте или месте учебы.... То есть во всех местах в мире.
Однажды один из известных шейхов был в одной мусульманской стране, Его сопровождали мусульмане, и они проезжали мимо Медресе. Он спросил: «А кто учится в этих заведениях?» Ему ответили: «Мальчики». Он спросил: «А есть ли школы для девочек?» «О, нет, нет, шейх! Чем больше они знают, тем больше у нас будет проблем!» «Постойте!» – сказал шейх – « Что же это за религия? О чем это вы говорите? Насколько я понимаю, Аллах обращается всегда к нам так: «Йа аййюха ллязийна амману..» (О те, которые уверовали...) – Он обращается к мужчинам и женщинам одновременно. Любой Аят или Хадис относится как к мужчинам, так и к женщинам. И когда Пророк (с.а.с.) сказал нам: «Знание – это Фард (является обязательным)», то он имел в виду всех мусульман, включая и женщин».

Что же это за религия? Аиша, жена Пророка (с.а.с.) является передатчиком ряда Хадисов, и если мы обратимся к Собраниям Хадисов, то найдем ее имя в числе других передатчиков Хадисов – 2 210 Хадисов передано женщиной. Она также стала одним из выдающихся ученых того времени, и даже великие сподвижники Пророка (с.а.с.) обращались к ней за информацией или советом. Согласно Шалаби, последователю Али Имам Шафи также учился у нее, когда он уже достиг известности. Карима бин Ахмед бин Армуази, передатчица и переводчица Хадисов Сахих Бухари говорит, что одним из её учеников был Аль Хатиб аль Багдади. Также Ибн Асакир, известный передатчик хадисов считал 80 женщин в качестве высоко почитаемых ученых. Имам Ас-Суюти ставил женщин в уважаемую цепочку знаний, он обращался к ним и ставил выше себя в знаниях Хадисов и Тафсира. Фатима бин Малик ибн Анас была известной студенткой Аль Муитты. Этот список можно продолжать до бесконечности – список женщин, которые внесли свой вклад в ислам.

Человек не может существовать без общества. Так оно даёт ему возможность гармонично развиваться. То есть человек черпает знания и общение в том обществе, которое его окружает. Проблема возникает совсем в другом, а именно в том, какое это общество и к чему оно стремится. Если общество погрязло в Хаусе, то это страшно, так как полная свобода без ограничения разлагает людей. Свобода должна находиться в определённых рамках. Вы спросите, как понять, какие это рамки? Ответ прост: «Рамки определены Всевышним Творцом». Как бы человечество не старалось обрести, что – то новое, оно неизбежно возвращается к законам Всевышнего. Они подходят в любом обществе и в любое время.

Современный западный мир, в котором мусульмане составляют меньшинство, переживает глубокий и стремительный прогресс в области науки и техники, однако, не смотря на это общество, переживает сильный моральный упадок.

И социологи, и психологи свидетельствуют, что без высоких духовно- нравственных качеств, человечество неизбежно собьётся с пути. Чтобы вернуть человека к духовности, ему необходимы религиозные знания. Повышая уровень духовности у женщин, мы тем самым вносим свой вклад в духовное развитие подрастающего поколения. Ведь именно она женщина является, первой школой для каждого младенца! Ведь именно она – послушная жена, которая ответственна за домашнее хозяйство и детей в отсутствие мужа. А воспитание детей в свою очередь начинается с воспитания самих себя. А воспитание самих себя невозможно без знаний и мудрости.

Аллах Всемогущий и Великий сказал: «Скажи: «Разве равны друг другу те, которые знают, и те, которые не знают». «Препирательство»,11

Развитие чувства жертвования, стремление помочь людям, долгий процесс, который невозможен без поднятия общего уровня духовности и нравственности, религиозного самосознания в России. Это значит, что есть надежда на возрождение в Российском мусульманском сообществе принципов благотворительности и милосердия, заложенных в основе ислама.

Безусловно, легче воспитать подрастающее поколение, чем исправить ошибки уже сформировавшихся людей. Женщина с точки зрения ислама – это основа семьи, её воспитания. В основе своей, люди совершившие преступления, либо не получили воспитания, либо какие то моменты были упущены, и как правило талантливый человек, получил должное воспитание и внимание в семье.


4. Создание общеобразовательных мусульманских учреждений

Для мусульманской общины России настал момент, когда необходимо задуматься над созданием дошкольных и общеобразовательных учреждений для наших детей. Школа, как мусульманское учебное заведение, должно поставить перед собой в качестве основных задач, следующие:

-дать детям полноценное базовое образование, отвечающее государственному стандарту,

-дать углублённые знания и представления о мусульманской истории, культуре, литературе, арабском языке, исламских традициях.

-уделять особое внимание духовно-нравственному воспитанию учащихся в духе исламского благочестия и мусульманской нравственности, чтобы выросли они достойными мусульманами, несущими в себе высокие идеалы Ислама: веру в Единого Бога, целомудрие, бескорыстие и милосердие, почитание родителей и старших, трудолюбие.

-уделять внимание работе с родителями, знакомству их с основами религии, основами мусульманского семейного уклада, содействовать правильному выстраиванию семейных отношений.

Необходимо разработать специальную методику преподавания в мусульманской школе, а также программу, по которой будут учиться дети. Школа должна содействовать воспитанию личности, которую отличает духовное и физическое здоровье, ответственность перед миром, осознанность в выборе своего служения, приверженность высоким морально-этическим стандартам, которые лежат в основе исламской религии.
Конечно, мы осознаём, что создание специального учебного заведения для наших детей задача не из простых. На её осуществление уйдёт не один месяц, а, возможно и не один год. Однако, мы верим, что для того, чтобы на нашей земле выросло могучее и сильное дерево знаний, нужно сначала подготовить для него почву и посадить туда маленькое семечко.

Нам, строителям нашей общины, работающим на благо будущего Уммы, нельзя отказываться от мыслей и планов о благоустройстве мира, до тех пор, пока механически не соберутся все средства для осуществления задуманного. Нам нельзя забывать о том, что средства растут вместе с процессом созидания.

Знает ли человек, бросающий пшеничное зерно в почву, как уродится его посев? Знает ли, доживёт ли он до сбора урожая? Он может лишь предполагать, но знать ему не дано. Бодрость и настойчивость даны ему лишь для проведения новых борозд пашни.
Созидание во имя Всевышнего есть акт поклонения. В каждом стремлении к созиданию заложен импульс к поиску нового совершенствования. Мы просим Всевышнего, чтобы Он дал нам возможность осуществить мечту.

Подводя итог, хотелось бы выразить надежду на то, что ситуация с образованием мусульман в России в скором улучшится. И мы получим возможность водить своих детей в учебные заведения без страха за их жизнь и воспитание. Мы так же надеемся, что мужчины обратят внимание на проблему образования и досуга детей и женщин, и не будут оставлять её на хрупкие плечи своих жён.

Мы также желаем, чтобы в массовом мусульманском сознании утвердилось представление, что образование женщин не менее важно, чем мужчин. Матери – главные воспитатели ребенка, закладывающие фундамент новой личности. А если строитель будет неквалифицированным, то и тот фундамент, который он положит в основание дома, будет слабым, что, в конце концов, приведет к краху.

Мы, женщины, осознаем свою ответственность перед мужьями и своими детьми, так помогите же нам стать образованными. Поддержите нас в проводимых нами мероприятиях. А мы, инша Алла, приложим все наши усилия, чтобы воспитать здоровое, образованное и ответственное поколение.



Выступление председателя фонда «Хадиджа» Якуповой Гузель на семинаре «Мусульманское просветительство в современной России» (публикуется с сокращениями)









Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика