Информационное
агентство России
11°C
17 октября, 11:05

ВСЕ РЕШАЮТ КАДРЫ

art_dev
ВСЕ РЕШАЮТ КАДРЫ
kollajriu

Новая схема образования должна изжить попрошайничество среди имамов и способствовать появлению мусульманской интеллигенции

Отличительной особенностью исламского образования всегда были неотделимость и взаимная дополняемость светских и религиозных знаний. В исламе, который сам по себе является не религией в ее традиционно христианском понимании, а Божественной системой, регулирующей все аспекты человеческой жизни как духовные, так и материальные, понятие «религиозные» знания отсутствовало по определению. Великие мусульманские ученые, такие как математик и астроном Мухаммад Ибн Муса Хорезми, историк и философ Ибн Халдун, знаменитый ученый энциклопедист мусульманского мира Ибн Сина и другие, были также обладателями обширных знаний по Корану, акыде, фикху и другим исламским дисциплинам.

Разделение знаний на «светские» и «религиозные» (или «богословские») явилось следствием секуляризации, предпринятой властями ряда мусульманских стран под влиянием западных идей и ценностей. В результате так называемые светские науки, имеющие больше прикладное значение, получили государственную поддержку и стали интенсивно развиваться, а религиозные оказались на задворках общественной жизни, оставшись уделом тех, кого принято считать духовенством (или богословами).

Негативные последствия секуляризации мусульманского образования сегодня проявились во многих аспектах современной жизни мусульман России. Ярким тому примером является Российский Исламский Университет. На сегодняшний день в ведущем исламском учебном заведении России, претендующем на университетский статус, среди преподавателей отсутствуют высококвалифицированные специалисты, обладатели кандидатской и докторской степени. В свою очередь это сказывается на уровне и качестве образования, которое получают студенты РИУ. В результате мы имеем некомпетентность подавляющего большинства имамов и муфтиев, среди которых есть и выпускники РИУ, в связи с отсутствием у них фундаментального исламского образования, а также их интеллектуальная неподготовленность, непозволяющая четко и убедительно выражать исламскую позицию.

Выход из данной ситуации видится специалистам в реформировании системы исламского образования России, которое должно преследовать 2 основные цели: повышение уровня преподавания исламских дисциплин за счет привлечения высококвалифицированных специалистов, введение в программу обучение специальностям, соответствующим государственным образовательным стандартам, дабы выпускники имели возможность устроиться по специальности и не уповать на пожертвования единоверцев.

Попытка подобной реформы в рамках одного отдельно взятого вуза – Российского Исламского Университета – была недавно предпринята властями Республики Татарстан. По словам нового ректора Ильдуса Загидуллина, сменившего на этом посту муфтия Гусмана Исхакова, изменения в РИУ в первую очередь сводятся к введению факультета теологии. Теперь обучение будет проходить по трем специальностям: теология, арабский и турецкий языки. Что касается собственно обучения исламу, то, как отметил Ильдус Куддусович, сейчас решается вопрос с открытием Казанского исламского института, который будет располагаться в одном с РИУ здании. Состоялось уже два совещания коллегии, утвержден устав и учебный план, сейчас прорабатывается учебный блок дисциплин. В данное время вопрос находится на стадии согласования и до начала следующего учебного года будет решен. При этом планируется, что РИУ будет активно взаимодействовать с новым институтом.

По словам ректора, "эти преобразования направлены на повышение квалификации имамов, чтобы они: во-первых, смогли зарабатывать себе на жизнь преподавательской деятельностью, а не жить за счет подаяния, а во-вторых, достойно представлять мусульман в диалоге с представителями других религий".

Попытка татарстанских властей преобразовать учебное заведение в соответствии с собственными представлениями о мусульманском образовании, основываясь на современных требованиях и образовательных стандартах, вызвала опасение мусульманской общественности, которая восприняла ее как придание вузу светского характера и отказ от преподавания исламских дисциплин. Надо признать, что эти опасения не лишены под собой оснований. Во-первых, как утверждают в мусульманских кругах республики, во главе исламского учебного заведения должен стоять соблюдающий мусульманин, пользующийся авторитетом как внутри России, так и за ее пределами. Во-вторых, российские образовательные стандарты во многом не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к исламскому образованию шариатом, и не отвечают чаяниям мусульман. Поскольку исламская религия носит всеобъемлющий характер, знания о ней не могут быть ограничены какими-либо стандартами.

В итоге сегодня перед властями Татарстана и новой администрацией РИУ стоит не простая задача, требующая комплексного решения. С одной стороны, необходимо создать соответствующие условия для подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров для работы в мечетях и в исламских общеобразовательных учебных заведениях. С другой стороны, это не должно сказаться на качестве исламского профессионального образования, на объеме и направленности знаний об исламе, а также духовно-нравственном воспитании, которые должны получать студенты исламского вуза.
Только решив эти задачи можно добиться того, чтобы для российских мусульман получение исламского образования на Родине станет престижней учебы в иностранных учебных заведениях.

Диана Байбикова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: