МУСУЛЬМАНСКИЙ ПЕТЕРБУРГ

Mosque
В последние годы Санкт-Петербург ассоциируется у россиян не только с культурной столицей России, но и с кузницей кадров для руководства страны. Это обстоятельство является весомым аргументом в пользу того, чтобы взглянуть на детище Петра с социально-культурной точки зрения.За долгие годы, которые Питер был столицей Российской империи, этот город буквально пропитался имперским духом. Чтобы оценить это, достаточно посмотреть на его архитектуру эпохи царизма. Изначально задуманный как «окно в Европу», Санкт-Петербург является одним из немногих городов, в котором практически отсутствуют элементы тюрко-мусульманского зодчества, как например это имеет место в Москве, Нижнем Новгороде, Рязани и других российских городах. Во многих архитектурных сооружениях города присутствуют римские имперские мотивы, что говорит о политических и культурных пристрастиях русских царей.



Видимо инерция имперского мышления проявляется в городе по сей день. В СМИ появляются шокирующие сообщения о происходящих в Санкт-Петербурге жестоких убийствах на национальной и расовой почве, жертвами которых становятся не только иностранные студенты, но и граждане России, включая несовершеннолетних детей. Причем общество относится к этим преступлениям с пониманием, вынося в отношении совершивших их лиц оправдательные приговоры на суде присяжных, как это произошло с убийцами таджикской девочки. В таких условиях наименее комфортно себя чувствуют мусульмане, которые стараются соблюдать предписания своей религии. По мнению одной питерской мусульманки, основная масса населения города рассматривает женщину в хиджабе как чужеродный элемент. Другая последовательница ислама говорит, что она перестала носить платок, потому что боится за себя и свою семью.



Сегодня питерская мусульманка, одевая платок, рискует подвергнуться дискриминации при трудоустройстве, рассказала мне одна из посетительниц Исламского культурного центра «Источник». В свое время работодатели отказали ей – квалифицированному экономисту – в приеме на работу, как она уверена, из-за платка, мотивировав свои действия тем, что данная вакансия уже занята.По мнению большинства моих собеседниц, ситуацию с исламом в Санкт-Петербурге в целом нельзя назвать здоровой. Примечателен тот факт, что с советских времен, как настоятелем мечети стал Джафар Панчаев, единственная в городе мечеть постоянно находится под замком, открываясь только во время намаза, что является беспрецедентным случаем для России. Руководство мечети объясняет это политической ситуацией, якобы неблагоприятствующей постоянной работе мусульманского храма.Подавляющая число мусульман, с которыми мне удалось пообщаться, в один голос говорят, что администрация городской мечети не делает ровным счетом ничего для защиты прав верующих. Ситуацию хоть как-то пытаются исправить немногочисленные общественные и религиозные организации мусульман Санкт-Петербурга, работающие по большей части на энтузиазме своих членов. В Питере таких организаций три.



Исламский центр Санкт-Петербурга.

По словам руководителя Мухаммада Тирти, главной целью деятельности организации является 3 базовых направления: 1) просвещение мусульман в области их религии, 2) подготовка квалифицированных кадров для обучения исламу, 3) активный диалог с российским обществом, призванный сформировать истинный образ ислама. По своей структуре центр делится на пять отделов – аналитический, информационный, женский, культурный и хозяйственно-административный. В качестве основных особенностей этой организации можно выделить активную социальную позицию, направленную на непосредственное общение с людьми, а также демократичность в управлении. Центр располагает небольшой библиотекой, которой может воспользоваться каждый желающий, и собственным интернет-изданием IslamОnline.ru (главный редактор Иса Вячеслав Михайлов). Постоянными посетителями Исламского центра Санкт-Петербурга являются около 20 человек разных национальностей, среди которых татары, русские, чеченцы, арабы и т.д.В прошлый рамадан в Санкт-Петербурге открылась похожая по деятельности организация –



Исламский культурный центр «Источник», руководителем которого является Кямиль Алиев. Она имеет достаточно информативный в плане ислама информационный ресурс – IslamNaNeve.ru. В центре почти ежедневно проводятся занятия по основам ислама и арабского языка.



Петербургская религиозная организация мусульман «Аль-Фатх», возглавляемая известным в Санкт-Петербурге мусульманским деятелем шейхом Абдуль Хафиз-хазратом Махмуди. Основная деятельность этой организации – образовательная. Преподавание ведется по основным исламским дисциплинам: акыда, фикх, тафсир и т.д. По словам учащихся, «Аль-Фатх» дает наиболее полные и систематические знания по исламу. В медресе при «Аль-Фатх» изучаются труды известных мусульманских ученых, таких как Абу Наср Курсави и Шигабутдин Марджани. Помимо шейха Хафиз-хазрата преподавателями являются выпускники мединского университета (Саудовская Аравия). Медресе при «Аль-Фатх» пользуется относительно широкой популярностью среди местных мусульман.Отличительной чертой всех трех организаций является отстаивание интересов местных мусульман, стремление добиться для них максимальных условий и не допустить религиозной конфронтации, а также развитие сотрудничества с властями города.



Кадрия Екатерина Чехова





Если вы проживаете в Санкт-Петербурге, вам непременно бывают необходимы качественные канцелярские принадлежности. Магазин «Костер» предлагаем вам канцелярские товары в Санкт-Петербурге с доставкой в офис или на дом. При этом вы можете выбрать удобный для вас способ оплаты и не сомневаться в качестве продукции.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика