Информационное
агентство России
-1°C
18 декабря, 23:35

МАВАЛИ — ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОПЫТУ ПРОШЛОГО

art_dev
МАВАЛИ — ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОПЫТУ ПРОШЛОГО
russianmuslims

На фоне постоянно углубляющегося кризиса как западного, так и российского общества все больше и больше людей приходят к Исламу, видя в нем единственную альтернативу западному образу жизни. Вместе с тем есть и другие процессы, когда в России «этнические мусульмане» переходят в Христианство.

Но между этими потоками есть огромное качественное различие – конформисты, принимающие Христианство, чтобы быть «такими, как все», не могут сравниться с людьми, принимающими Ислам в надежде вырваться из самоубийственного инферно-джахилийского общества (инферно – состояние бесконечного ужаса). Сейчас в России счет новых мусульман уже идет на тысячи. Но с учетом, что в ближайшем буду­щем не предвидится преодоления системного кризиса, а антиисламская кампания со стороны главных творцов этого кризиса четко указывает курс протестно настроенным россиянам, количество новых мусульман может начать расти в геометрической прогрессии.

Однако при всей первоначальной эйфории от подобных прогнозов возникает и определенное чувство опасения. Не превратится ли вся эта масса новых мусульман, при­шедших в Ислам главным образом из чувства протеста, в некий российский аналог «Нации Ислама» – организации афроамериканцев, выросшей из черного расизма лишь с некоторой примесью промусульманских лозунгов?

В поисках ответа на извечный вопрос российской интеллигенции «что делать?» обратимся ко временам Золотого века Ислама – жизни Пророка Мухаммада (мир ему), его сподвижников и их непосредственных учеников.

Во время правления второго праведного халифа Умара границы халифа неимоверно расширились – в него вошли территории современных Ирака, Египта, Палестины, Сирии, Ливана, Ирана, Азербайджана вплоть до Дербента включительно, и т.д.

Все это были страны с богатыми культурными традициями, собственной многовековой культурой, отличающейся от культуры населения Аравии. Большинство населения этих стран, кроме Ирака, составляли не арабы – копты, арамеи, персы, сирийцы, албаны перешли под покровительство мусульман, сохранив свою оригинальную культуру, язык, верования. Но часть из этих новых подданных исламского государства, увидев мусульман, их чистоту и искренность, решила принять религию последнего Божественного Откровения.

Как же поступали исламские правители с новыми единоверцами? Все новые мусульмане попадали под опеку того или иного арабского племени или лично какого-нибудь мусульманина. По-арабски это называется «мавали».

Одно из значений этого слова – «племянник». Племена, пришедшие из Аравии на новые земли, имели уже определенный опыт жизни в Исламе и гораздо больше представления об этой религии. Мавали, несмотря на свой статус подопечных, имели практически те же права.

Например, историки повествуют об участии видных мавали в выработке решений по самым важным государственным вопросам. Один из самых знаменитых мавали времен правления Омейядской династии, покоритель Испании бербер Тарик бии Зияд, имел в своем подчинении войско в несколько тысяч закаленных бойцов-берберов, беспрекословно подчинявшихся каждому его слову. Статус мавали он продолжал иметь, распространив власть халифа на половину территории Испании.

Из семьи иранских мавали вышел также основатель ханафитского мазхаба, один из величайших ученых Ислама, имам Нуман ибн Сабит, более известный под именем Абу Ханифа. Его отец был мавали, что отнюдь не мешало юному Абу Ханифе обучаться у куфийского судьи Ибрахима ан-Нахаи и даже у известного сподвижника Пророка (мир ему) Анаса ибн Малика.

Эти примеры весьма красноречиво говорят о том, что звание мавали, т.е. человека, находящегося под опекой того или иного арабского племени, иными словами, устоявшейся мусульманской общины, несшей ответственность за своего подопечного, ничуть не унижало социальный статус нового мусульманина того времени. Племя, мавали которого он являлся, контролировало процесс формирования этого неофита, как исламской личности, попутно помогая ему и в решении иных проблем.

Как не похоже это на сегодняшнюю российскую ситуацию, когда мы, бурно аплодируя каждому произнесенному исламскому свидетельству, наивно полагаем, что про­цесс формирования мусульманина с произнесением определенной словесной формулы наполовину завершен, а со становлением человека на намаз завершается и становление его личности, как мусульманина.

Но есть в современном мире и положительные примеры, когда мусульманская община не только не отпускает своего нового члена плыть по бурным волнам, будучи раздираемым различными соблазнами, но дает ему в руки «парус», «весла» и «лоцию», указывающую все мели и рифы. Это пример Малайзии, где каждый новый мусульманин находится под неформальной опекой той или иной мусульманской организации.

Эта организация занимается его воспитанием, как мусульма­нина, и помогает ему решать различные проблемы, при приходе в Ислам, в том числе и бытовые. Не этим ли объясняются столь внушительные успехи Малайзии не только в призыве своих граждан, и не только в соблюдении Закона Всевышнего, но и в экономике, управлении, а в последнее время уже и в науке.

Что же делать нам, живущим не во времена праведных халифов, и даже не в омейядские времена, и не в Малайзии?

Во-первых, надо четко усвоить, что принятие Ислама – не одноактное действие; в процессе формирования личности мусульманина произнесение свидетельства – всего лишь один шаг, намаз – еще один шаг, платок на голове – еще один шаг, а мусульманин в своем формировании проходит путь, состоящий из великого множества таких шагов. Скорее этот путь подобен путешествию в лодке посреди бушующего моря.

Мы же пока с восторгом аплодируем каждому новому человеку, вступившему на путь познания Всевышнего и… отпускаем при этом его на произвол судьбы, без «весел», «паруса», «лоции», «карты» и «спасательных средств». В результате этот человек, зачастую не всегда четко представляющий себе Ислам как всеобъемлющую систему жизни, начинает учить этой системе других. Поэтому может быть лучше, последовав примеру более ранних поколений мусульман, продолжать опекать этого недавнего мусульманина, помогать ему в разрешении самых различных проблем, и возможно тогда из наших новых мусульман вырастут современные Тарики бин Зияды и Абу Ханифы.

Дмитрий МАКАРОВ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: