60 лет со дня убийства основателя современного исламского движения

news-TTThIx2U19
12 февраля исполнилось 60 лет со дня убийства одной из наиболее влиятельных личностей 20 столетия – Хасана Аль-Банны.

Как сообщается в издании Института востоковедения РАН "Умеренный исламизм в Египте", ровно 60 лет тому назад, 12 февраля 1949 года, трое наемных убийц расстреляли автомобиль, в котором находился Хасан аль-Банна. Однако лидер "братства" не получил смертельных ранений, он сам мог передвигаться, по просьбе врача самостоятельно разделся и лег на койку. Его состояние резко ухудшилось после неожиданного визита в больницу некоего "представителя королевского двора". Через несколько часов аль-Банна внезапно почувствовал себя плохо и скончался. Больница, где находилось тело Хасана аль-Банны, сразу после его смерти в считанные минуты была окружена плотным кордоном вооруженной полиции, все похоронные ритуалы проходили под ее охраной, на погребение не допустили даже близких родственников.



Хасан Аль-Банна, который является основателем международной ассоциации "Братьев-мусульман", родился в 1906 г. в городке Махмудия (Нижний Египет) в семье часовщика, которая была привержена исламским ценностям. Свою молодость он провел в крупных политических и экономических центрах страны: в Мухаммадии, Даманхуре, Исмаилии, Каире. Став студентом столичного государственного педагогического колледжа "Дар аль-Улум", аль-Банна оказался в центре политической и идейной борьбы "традиции" и "модернизации", "исламского" и "светского", египетского национализма с лозунгами исламского единства. На его глазах Каир превращался в город массовых митингов, демонстраций, идейных лозунгов и политической борьбы – далекой и непонятной египетской глубинке. Из такого "хаоса" и политической нестабильности аль-Банна вынес четкое представление о том, что Египет нуждается в реальной политической силе, базирующейся на принципах, близких египетской традиции и понятных простому народу и интеллигенции.



Хотя аль-Банна никогда не отрицал положительного значения ценностей западной демократии, он считал, что сам Запад подвержен "разрушительному индивидуализму", который ведет к социальному эгоизму, классовым конфликтам, разрушению семей, монополизации власти и колониальной эксплуатации. Революционные движения, захлестнувшие Европу в конце XIX и начале XX веков, для него были свидетельством негативной общественной реакции на моральный кризис западной культуры. Не отрицая очевидных достижений в области техники и науки, аль-Банна считал, что Запад за эти достижения платит слишком большую моральную цену, получая своеобразный дисбаланс и разрыв между духовным и материальным началом в человеке. Аль-Банна идеализировал то, что называл "социальным совершенством ислама", основывающимся на общественном взаимоуважении, социальной справедливости и благочестии правителя, балансе нравственного и материального. Он предлагал существующий "хаос" заменить "исламским порядком".



Примечательно, что "Братство" появилось примерно через три года после официального упразднения Османского государства Кемалем Ататюрком, когда впервые за свою историю мировое мусульманское сообщество осталось без собственной державы. Говоря о мотивах убийства лидера "Братьев-мусульман" издание отмечает, что движение являлось мощной политической силой Египта, оно смогло создать крупный патриотический альянс, выступавший за вывод британский войск и успешно ведший боевые действия против израильских колонистов в Палестине. Дворец был напуган эскалацией антимонархических настроений в стране и параллельным ростом политической силы "Братьев-мусульман".



Гибель аль-Банны нанесла сильный урон движению. Под воздействием постоянных провокаций со стороны египетских властей и английских колонизаторов (вплоть до арестов и физического устранения лидеров "Братьев-мусульман") еще при жизни Хасана аль-Банны в среде "Братства" начали появляться радикально настроенные активисты. Аль-Банна решительно осуждал радикалов. Так, незадолго до гибели он направил официальное заявление, адресованное МВД и всем членам Ассоциации под названием "Они не "Братья", они не мусульмане", в котором осудил террористические акции отщепенцев, заявив, что "Братство" опирается исключительно на мирные способы политической деятельности. Вышедших из рядов движения радикалов негласно поощряли Каир и английская разведка, которые манипулировали ими в целях дискредитации "Братьев-мусульман".



В России о "Братьях-мусульманах" активно заговорили во время конфликта в Чечне. В прессе появились заявления о том, что организация финансирует незаконные вооруженные формирования. Согласно изданию Института востоковедения РАН, в августе 2000 года, после того как представитель официальных российских властей указал на то, что "Братья-мусульмане" передали полевому командиру Хаттабу 250 тыс долларов, представитель "Братьев-мусульман" и генеральный секретарь Союза арабских врачей в Каире Абд аль-Монейм абд аль-Футух заявил, что его организация удивлена сообщением о якобы оказываемой ею финансовой помощи чеченским боевикам. "Хаттаб ни одного дня не являлся членом "Братьев-мусульман" ни в одной стране мира. Мы не знаем этого человека и впервые слышим упоминание его имени в одном контексте с "Братьями-мусульманами", – сказал аль-Футух.



В сентябре 2003 года на очередное официальное заявление о том, что "Братство" выделило на финансирование боевиков в Чечне 3 млн долларов, ответил лично ныне покойный верховный наставник Мамун аль-Худайби. Лидер "Братьев-мусульман" сказал: "Обвинения, выдвинутые генштабом России, беспочвенны. У нас никогда не было никаких отношений с чеченскими боевиками и тем более финансирования вооруженных формирований в Чечне. Но кроме генштаба, эти обвинения не так давно высказал и президент России Владимир Путин, и мы также отвергли его высказывания, заявив о своей непричастности… Обвинение в финансировании вооруженных группировок в самой основе беспочвенно, так как наша организация не располагает капиталом для подобного рода деятельности". (Издание института востоковедения РАН "Умеренный исламизм в Египте").



Хасан Аль-Банна вошел в историю как основатель и главный идеолог транснационального политического движения "Братья-мусульмане", сыгравшего ведущую роль в национально-освободительной борьбе арабских стран против западного колониализма. По утверждению самих "Братьев", идеология их движения, которая впоследствии распространилась по всему миру, основана на многовековых исламских ценностях. Сегодня последователи школы "Братьев-мусульман" продолжают играть активную роль в общественно-политической жизни многих стран.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика