«ИСЛАМСКИЙ ПРОРЫВ» ВЫШЕЛ ЗА РАМКИ ЛИТЕРАТУРЫ

Breakthrough001

На прошедшей неделе в клубе «Улица ОГИ» прошло награждение победителей литературного конкурса «Исламский порыв», который абсолютно непредсказуемо для участников вырвался за рамки одной только литературы.

Литературное явление стало поводом для организации пикета против членов жюри. У входа в клуб участников мероприятия поджидала толпа молодых людей в бейсболках с российскими флагами. В руках у подростков красовались плакаты, которые должны были изобличить членов жюри. Особенной нелюбовью у группы молодых людей, причислявших себя на тех же плакатах к «Местным», пользовался Эдуард Лимонов, митинговать против которого подростков в нужный час и в нужное место привела, судя по всему, организация «Россия молодая», известная своими антилимоновскими акциями.

Но такая пусть даже и хорошо проплаченная PR-акция не смогла нарушить саму церемонию награждения победителей, если не считать того факта, что, опасаясь провокаций, Эдуард Лимонов так и не рискнул приехать для вручения призов.

Примечательным стало то, что подавляющее большинство участвовавших авторов и вошедших в короткий список – это русские мусульмане или вообще немусульмане. В работах мусульман преобладала не исламская, а национальная тематика, тогда как конкурс задумывался, прежде всего, как отражение ислама в литературном пространстве.

По мнению Александра Эбаноидзе, председателя жюри, редактора журнала «Дружба народов», привлечение для участия в конкурсе всех, кто пишет по-русски, а участие в жюри конкурса литераторов и заинтересованных людей достойный и положительный жест, подчеркивающий толерантность ислама. «Как литератору мне близки нравственная требовательность (ислама), которая в условиях повальной деморализации – положительный и существенный момент», – отметил Александр Эбаноидзе.

Александр Эбаноидзе особо отметил среди конкурсных произведений повесть Светланы Чураевой «Ниже неба» о башкирском художнике, которую он с удовольствием пожелал напечатать в журнале, также как публицистические очерки Алексея Цветкова и Прудникова. Такой интерес к конкурсным работам журнала «Дружба народов» – свидетельство достаточно высокого уровня участников.

Конкурс проходил в трех номинациях. В номинации «Публицистика» третье место было присуждено Гафуровой Альфиноре за биографический очерк об Атаулле Баязитове, основателе и первом редакторе газеты «Нур». Альфинора Гафурова возродила эту газету в 90-ые годы и являлась ее бессменным редактором в течение более чем десяти лет.

Второе место было отдано студентке МГИМО Прудниковой Юлии за эссе «Главная мусульманская книга». Произведения молодого автора поражают необычностью и были выделены за критический характер, редкий в исламской литературе. В прошлом году писательница приняла участие в премии «Дебют», войдя в Лонг-лист. По ее словам, сказанным в интервью агентству IN, тяга к новой религии у нее пробудился благодаря общению со знакомыми мусульманами, и ее интерес не ограничивается одной литературой. Учась в МГИМО, она также изучает мусульманское право.

Первое место было присуждено Алексею Цветкову за путевой очерк «Второй Рим в апреле, или Настойчивое чувство Всевышнего», по мнению Рената Беккина, – прочувствованное эссе, где автор на основе путешествия в Стамбул описывает свои впечатления об исламе. Говоря о своем произведении, автор, для кого это первая литературная награда, в частности сказал: «У каждого из нас есть свой внутренний имам, который говорит с нами. Порой мы пытаемся отвлечься от внутреннего голоса и не слушать его… Но когда мы слышим, что он говорит, это порой идет в разрез с устоявшимися общественными нормами, и вызывает страх. Надо не бояться услышать этот голос. Чем больше человек прислушивается к голосу имама, тем ближе он становится к людям… Ислам – это революционное пророчество, адресованное каждому из нас…»

В беседе с нашим корреспондентом, Алексей Цветков отметил, что для него кроме основных источников ислама важны также исламские личности, такие как Гейдар Джемаль, кого он считает серьезным религиозным авторитетом. Многие вещи, которые он искал в западном экзистенциальной философии и в идеологии новых левых, он нашел в исламе, благодаря трудам Джемаля, которые оказали на него серьезное влияние.

В номинации «Поэзия» 3ее место было присуждено Михаилу Родионову, профессору кафедры истории стран Ближнего Востока восточного факультета СПбГУ. Второе место досталось Марине Кивирьян, которая рассказала, что среди ее знакомых много новообращенных мусульман, которых до своей поездки по арабским странам и пробуждения интереса к востоку, она не понимала. Первое место в поэтическом разделе было отдано Сергею Исаеву, бывшему более 7 лет монахом двух католических Орденов и после принятия ислама пишущему под именем Абдур-Рахман аль-Литуани. Сергей – гражданин Латвии и из-за сложностей с оформлением визы не смог присутствовать на награждении.

В главной номинации «Проза» решено было не присуждать первого приза, но не из-за плохого качества текстов, а в связи с разнообразием ярких и оригинальных произведений.

Третье место получила повесть Хольма ван Зайчика (псевдоним питерских фантастов Вячеслава Рыбакова и Игоря Алимова) «Дело непогашенной луны». Хольм ван Зайчик – известное в литературных кругах имя, и его проза сегодня востребована. «Ван Зайчик может быть и монстр, но с человеческим лицом», – в шутку заметил Валентин Рыбаков. В тексте Ван Зайчика большое внимание уделяется сыновней почтительности, характерной для востока и ислама, который сохранил семейные ценности, а также доброй душе мусульман, уступивших часть своей территории бегущим от фашизма евреям. Это, по мнению прозаика, дорогого стоит и не должно быть обойдено вниманием прессы.

Второе место было отдано Светлане Чураевой, за повесть «Ниже неба». В произведении Светланы Чураевой нашли свое отражение сложные душевные поиски автора. Предки Светланы по отцовской линии – мусульмане были лишены земель и дворянства за то, что они отказались перейти в христианство. Дети Светланы Чураевой православные, но она не видит противоречий в ценностях ислама и христианства, считая ислам мирной религией. «Мой опыт подсказывает, что искренне верующие люди – мирные, а агрессивны поверхностно нахватавшиеся знаний. Агрессии все равно, чем прикрыться: религией или национальностью», – говорит писательница.

В эксклюзивной беседе с нашим корреспондентом Светлана подчеркнула, что очень гордится тем фактом, что в свое время ее предки не отказались от своей религии, и она очень ценит такое качество как верность принципам. «Раньше я смеялась, говоря, что я человек не религиозный, но верующий, подразумевая, что религиозность – это просто поповство и что-то отрицательное. Сейчас я понимаю, что для того, чтобы быть религиозным, надо быть человеком очень сильным. Надо искренне соблюдать все каноны, что в итоге освобождает человека от рабства страстей».

Для некоторых членов жюри кроме качества литературы было важно также ее современное звучание. Издательство «Ультра. Культура» в лице Ильи Кормильцева учредило специальную премию, за текст, наиболее остро преломляющий вопросы современности. Таким произведением была признана повесть «Шахидка» автора, пишущего под псевдонимом Глеб Павлоид. Несмотря на свое острое название, эта повесть о любви, и главная ее идея в том, что нелюбовь, бездуховность страшнее всего в этом мире, страшнее даже, чем подрывной пояс. «Нелюбовь и бездуховность – это не жизнь». Для того чтобы написать повесть, авторы долго изучали чеченскую и ингушскую культуру.

В эксклюзивной беседе с корреспондентом IN автор повести сказал: «На сегодняшний момент мне кажется ислам наиболее сильной религией, которая является во многом строгой. За счет этой строгости мусульмане и добиваются чистоты моральных устоев. Сейчас идет большая подмена моральных ценностей и навязывание бездуховного существования. Люди забывают про любовь к ближнему, про любовь к Богу, и это гораздо страшнее, так как жизнь без любви, без Бога – это не жизнь».

Организатор литературного конкурса Асламбек Эжаев считает, что поставленные перед конкурсом задачи были выполнены. Конкурсные произведения можно будет прочитать в альманахе, который выйдет в свет осенью к книжной ярмарке.

Литературная премия «Исламский прорыв» продолжится, но уже в несколько ином формате. Планируется выпускать альманах, куда желающие могут присылать свои работы и публиковаться на возмездной основе (!), что немаловажно для литератора.

К литературному конкурсу добавится конкурс для студентов и аспирантов на лучшую научную работу, связанную с исламом, который будет судиться специальными экспертами.

Вскоре после начала мероприятия стоявший у входа пикет был разогнан милицией. Но сам пикет и причины его появления еще долго обсуждались участниками. Ни у кого не было сомнения, что подобная акция была кем-то заказана и хорошо проплачена.


«Если бы кто-нибудь из людей в пикете читал текст Хольма Ван Зайчика, он бы туда не пришел», – убежден Валентин Рыбаков. «В современном мире идет мерзкая спекуляция на религии, и бороться с этим возможно, наверное, только с помощью литературы», – считает Светлана Чураева.

Хотя некоторые участники жюри политически ангажированы, политики в мероприятии не было ни в малейшей степени. Один из организаторов литературных вечеров, член группы «Культурная инициатива», клубов Билингв и «Улица ОГИ» считает, что проведение такой премии – очень серьезное и важное дело, учитывая то, что Россия – многонациональная страна. «Попытка доказать культурными средствами что ислам не есть агрессивного толка религия, а религия, которая дала миру очень много и продолжает давать – очень здравое и правильное дело. Тем более, когда конкурс проходит при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а возглавляет жюри главный редактор журнала «Дружба народов». Это очень достойное и положительное мероприятие. Если бы оно было политически окрашено, мы вряд ли стали его проводить», – отметили организаторы литературного вечера.

Гейдар Джемаль, говоря о причинах появления пикета, отметил опасность, которую видит власть в национал-большевиках: «Самое страшное для власти – это феномен, который сейчас представляет Лимонов, совмещающий национализм с интернационализмом и со стремлением к союзу с мусульманкой диаспорой». Интернационализм в марксистском понимании не несет никакого реального союза с мусульманами. Националистов же власть хочет завести в тупик скинхедовщины. Нацболы перешагнули это и не ведутся за властью. Они протянули руку чеченцам. «Это самый жирный плевок политтехнологам типа Павловского. Пикет – это реакция на то, что Лимонов участвует в премии Исламский прорыв, что сводит на нет их многолетние усилия», – считает Джемаль.

По замечанию члена жюри Сергея Шаргунова премия «Исламский прорыв» занимается «разминированием» того, что может быть взрывоопасным. «Через постижение культур и традиции, нового языка ислама, его проявлений мы скрепляем единое культурное и территориальное пространство», – отметил он.

Премия «Исламский прорыв» уже вызвала ажиотаж в обществе. Острая реакция людей и то, что нашлись те, кто проплатил пикет у входа, говорят об актуальности самой премии и подобранного жюри. Избежав ухода в нечто декоративное и музейное, премия цепляет за живое, вызывает интерес, в чем есть заслуга и организаторов и членов жюри, кто смог объективно и беспристрастно взглянуть на тексты.

Марат РАСУЛОВ

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика