ВЕХИ НА ПУТИ РОССИЙСКО- ИСЛАМСКИХ ОТНОШЕНИЙ

1012_ment
Проблема репрессий в отношении мусульманского населения России приобрела в последнее время особую актуальность. Одновременно в нескольких регионах России развернулась масштабная кампания, носящая ярко выраженный антиисламский характер, которая проводится сразу на нескольких направлениях: в отношении простых активистов, мусульманских деятелей, организаций, мечетей, книгоиздательств, мусульманской литературы.

Особое беспокойство вызывает тот факт, что под антимусульманские по своей сути действия региональных силовых структур подводится правовая база в форме решений судебных органов, в режиме конвейера штампующих обвинительные приговоры, запрещающих мусульманские организации, учебные заведения и литературу. Причем, по данным правозащитников, доказательная база по делам подобного рода зачастую собирается с использованием широко известных в России средств – подкидываний взрывчатых веществ, оружия или наркотиков.

Наиболее вопиющий и одновременно показательный пример – дело трех жителей Татарстана, обвиненных во взрыве ставшей уже притчей во языцех «бугульминской трубы». О том, что все доказательства следствия по этому делу, что называется, шиты белыми нитками, не раз заявляли независимые юристы. А 30 сентября 2005 года Равиль Гумаров, Фанис Шайхутдинов и Тимур Ишмуратов были единогласно оправданы судом присяжных, которые, несмотря на активность стороны обвинения, сочли приведенные доказательства, мягко говоря, недостаточными для вынесения обвинительного приговора. Однако по ходатайству неугомонной прокуратуры Татарстана, настоявшей на повторном рассмотрении этого дела, в начале 2006 года Верховный суд РФ отменил оправдательный приговор. Повторное рассмотрение привело-таки к желаемым для силовиков результатам – 12 мая в Казани бывшие узники Гуантанамо Тимур Ишмуратов и Равиль Гумаров, а также торговец мусульманской литературы Фанис Шайхутдинов были приговорены к срокам заключения – 11, 13 и 15 с половиной годам тюрьмы соответственно.

Стоит отметить и другой случай, беспрецедентный с точки зрения устоявшейся парадигмы государственно-исламских отношений. Недавно в республиканской мечети Мордовии, которую курирует Совет муфтиев России (председатель Равиль Гайнутдин) и руководителем которой является сопредседатель СМР, был произведен обыск с участием нескольких силовых структур. Из мечети была вывезена вся литература для проведения экспертизы. Этот случай показал, что сегодня в России никто, включая руководителей наиболее лояльных к государству духовных управлений мусульман, не может чувствовать себя в полной безопасности.

Быстрыми темпами расширяющаяся география антиисламской кампании, охватившей не только отдельные села и города, но и целые регионы, такие как Кабардино-Балкария, Оренбургская область, Татарстан, Мордовия, Тюменская область и т.д., заставляет задуматься над причинами происходящего.

Бросается в глаза, что подобные действия правоохранительных органов, которые некоторые издания, выполняя конкретные политические заказы, называют не иначе как «травлей» и даже «необъявленной войной» против ислама, особо активизировались на фоне внешнеполитических успехов Кремля на так называемом мусульманском направлении и последовавшего за ними значительного потепления российско-исламских отношений. Данный факт не может не вызывать закономерных вопросов: кому это выгодно, кто за этим стоит?

Не секрет, что в условиях обостряющейся борьбы индустриальных стран за мировое лидерство и контроль над природными ресурсами исламский фактор все активнее используется конкурентами России для дестабилизации внутриполитической обстановки в нашей стране. В дело идут любые средства, в том числе и разжигание локальных конфликтов на религиозной почве, последствия которых могут быть весьма непредсказуемыми, вплоть до полного выхода целых регионов из состава государства. Западу сегодня выгоден перманентный вялотекущий конфликт, который отвлекает Россию от решения первостепенных политических и социально-экономических задач, замедляет темпы развития российской экономики, а также является инструментом политического давления на Москву. Поэтому США, Евросоюз и других наших «партнеров» по вполне объективным и понятным причинам не устраивает наметившееся сближение России с мусульманским миром.

Существует и другая точка зрения, высказываемая в основном прозападными экспертами и представителями правозащитных кругов, основная суть которой, если опустить тонкости, сводится к тому, что действия правоохранительных органов в отношении мусульман на всей территории Российской Федерации происходят с согласия Кремля. С их точки зрения, внешнеполитическая активность Москвы на исламском направлении: инициатива вступления в ОИК, приглашение лидеров ХАМАС в Москву является лишь своеобразной ширмой для проведения репрессий против мусульман внутри страны. Если это действительно так, то речь идет о крайне недальновидной политике руководства станы, которое с одной стороны декларируя идею сближения с исламским миром, а с другой проводя массовые репрессии в отношении собственных граждан, подрывает имидж России как внутри, так и за ее пределами.

Согласно заключению большинства независимых аналитиков, обе эти точки зрения имеют под собой основания. Запад действительно заинтересован в поддержании определенного уровня напряжения в российско-исламских отношениях, о чем свидетельствует хотя бы известное высказывание министра иностранных дел Сергея Лаврова о неудавшихся попытках поссорить Россию с мусульманским миром. Что касается России, то действия ее властей в отношении мусульман во многом обусловлены высоким уровнем исламофобии, который активно поддерживается средствами массовой информации. Сегодня СМИ играют одну из ключевых ролей в распространении в обществе, составной частью которого являются и представители власти, негативного отношения к исламу.

Выстраивая политику в отношении ислама и мусульман, необходимо учитывать и крайне слабое развитие в России мусульманской инфраструктуры, которая включала бы такие необходимые для нормальной жизнедеятельности человека атрибуты, как детские сады, школы, места отдыха, досуга, сети халяльных магазинов, ресторанов, кафе, банков, родильных домов, предоставляющих услуги в соответствии с нормами шариата, то есть все, что позволит мусульманам почувствовать, что их страна действительно является частью исламского мира, и что они действительно могут жить в ней, не нарушая предписаний своей религии и не чувствуя себя изгоями. Отсутствие такой инфраструктуры в совокупности с негативной информацией об исламе в СМИ, антимусульманскими настроениями в обществе, а также засилье социальных пороков: разврата, пьянства и прочее заставляет мусульман замыкаться внутри узких групп (джамаатов), противопоставлять себя социуму, маргинализироваться, вызывая беспокойство общества и силовых структур. Возникает видимость нелегальной деятельности, хотя в большинстве случаев вся протестная энергия в подобных джамаатах носит вербализированный характер и не переступает законодательно установленных рамок. Соответственно, чем больше концентрация мусульман в том или ином регионе, тем большие масштабы принимает протестное движение. Как следствие растет ощущение потенциальной опасности, исходящей от последователей ислама.

Справедливости ради следует отметить, что наиболее инициативные группы мусульман, состоящие как правило из молодежи, не имеющей достаточного опыта, исламских знаний, качественной с содержательной точки зрения литературы, адоптированной к российским условиям, начинает в той или иной степени заниматься подпольщиной. Как правило, именно подобные группы становятся объектом манипуляции со стороны спецслужб и других сил, в том числе и враждебных по отношению к российскому государству. Свою негативную роль оказывает и желание некоторых сотрудников правоохранительных органов в погоне за званием и расположением начальства «поохотиться на ведьм», в целях чего совершенно законопослушные граждане объявляются террористами и врагами народа. А для некоторых коррумпированных региональных руководителей угроза «исламского экстремизма» означает дополнительные деньги из федерального бюджета, направляемые на борьбу с «зеленой угрозой». Недаром в своем послании Федеральному Собранию президент Путин акцентировал особое внимание на борьбе с коррупцией, что вселяет надежду на то, что в отношениях центра с коррумпированными региональными элитами в скором времени будет наведен конституционный порядок.

Немаловажным фактором нагнетания напряженности в отношениях государства и ислама выступают недобросовестные муллы, для которых главной целью является личное благополучие. Зачастую именно они являются инициаторами травли своих коллег, в которых они видят для себя конкурентов, а также независимых групп верующих, не признающих их авторитета. Совсем недавно показательный в этом роде инцидент произошел в Чебоксарах, где руководитель Духовного управления мусульман Альбир Крганов обвинил руководителя Центрального духовного управления мусульман Айрата Хайбулова в антиконституционной деятельности и попросил власти закрыть зарегистрированную Хайбуловым религиозную организацию. Все эти факты, как уже отмечалось, активно муссируются средствами массовой информации, политика которых, мягко выражаясь, не способствует нормализации отношения к исламу и установлению общественного согласия.

В том, что политика России по отношению к исламу и мусульманам внутри страны должна быть серьезно скорректирована с учетом основных факторов, оказывающих влияние на взаимоотношения государства и ислама, включая новый внешнеполитический курс Кремля, сходится большинство экспертов. Совсем недавно эту проблему поднял авторитетный российский журнал «Политический класс», опубликовавший цикл статей директора научно-издательского центра «Ладомир» Юрия Михайлова, в которых автор указывает на просчеты в государственной политике по отношению к исламу, давая ценные рекомендации по их устранению. Автор, в частности подчеркивает, что развитие отношений с исламским миром имеет решающее и далеко идущее значение для России, которая стремится к возрождению былого влияния на мировой арене.

Рустам АДИУЛЛИН

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика