«Нижегородский призыв» У. Идрисова. Кто защитит Конституцию?

konstituciya
Выступление в Нижегородском Кремле главы областного Духовного управления мусульман Умара Идрисова в защиту равноправия всех религий и наций России вызывает очистительную реакцию, напоминающую сказку про Голого Короля. Ведь все видят своими глазами – однако, делают вид, что «так надо». Все видят, что РПЦ МП открыто нарушает Конституцию, но стыдливо отводят глаза. Им кажется, что это ныне – «линия власти», но они ошибаются.

В стране есть гарант Конституции, и он рано или поздно будет вынужден вмешаться, если чиновники второго-третьего эшелонов продолжат попустительствовать беззаконию. Аналогичные процессы привели, к примеру, к снятию некоторых глав субъектов РФ, арестам и переподчинению Таможенного комитета, наконец, к арестам контрабандистов мебели из фирм «Гранд» и «Три кита».

Равенство всех перед законом – не пустые слова. Только у прокуратуры не на все есть время или пока еще «руки не доходят».

Почему, оценивая Нижегородский призыв, невольно думаешь о прокуратуре? Нельзя ли помягче и поинтеллигентнее? Быть может, вообще не стоит драматизировать? Увы – не получается.

О чем же, вкратце, заявил во всеуслышание Идрисов? Сайт ДУМНО подробно пишет о двух проблемах. Первое: вопреки Конституции и законодательству о свободе совести, лоббисты Московской Патриархии выступают против светского характера РФ и равенства всех религий перед законом. Более того, в некоторых областях (Белгородской, Калужской и др.) внеконституционная практика уже в действии. Налицо клерикализация страны.

Второе: параллельно с клерикализацией продолжается (по своей сути советская) практика ущемления национальных культур нерусских народов России.

Идрисов – и в этом специфика и ограниченность его анализа – говорит лишь о несостоявшемся межрелигиозном диалоге Ислама и Православия, о невыполнении программ развития татарской культуры. Понятно, что он говорит, прежде всего, о вверенной ему территории Нижегородчины – но указанные им болезни, увы, имеют всероссийский размах.

15 лет религиозной свободы в России: вместо межрелигиозного диалога – «православная клерикализация»

Неужели, зададим вопрос в стиле сказки про Голого Короля, в нашей стране состоялся межконфессиональный диалог, ведь уже пятнадцать лет как никто этому не мешает? По известным причинам, государство сюда не вмешивается, но РПЦ МП через ОВЦС монополизировало эту сферу, создав МСР (Межрелигиозный Совет России) и псевдоисторическую доктрину «традиционных религий».

Мне уже приходилось анализировать это, и в одном интервью я пришел к горькому выводу, что «МСР исчерпал себя».

РПЦ МП не может (или, скорее, не хочет) наладить всесторонний, полезный всему обществу диалог даже с самыми исторически близкими ей христианскими конфессиями – Старообрядчеством разных толков, разными «несоветского происхождения» группами никонианского Православия, не говоря уж о Протестантизме и Католичестве. Что уж говорить об Исламе? О множестве иных, законно действующих религиозных общинах… В чем корень? И как это сказывается на обществе в целом?

Корень – в богословски радикальном неприятии иных конфессий и установке на их выдавливание из общества всеми возможными законными (а теперь и незаконными) средствами. Каждая религия, несомненно, претендует на истину в последней инстанции – и не дело инаковерующих или государства вмешиваться во внутренний строй такого мышления – но до определенной черты! Когда доктринальное неприятие выходит наружу, в сферу общественной жизни, и воплощается в действии – это уже предмет заботы правоохранительных органов.

Посмотрим с этой позиции на исламо-православное наследие. Выработанное еще в византийском Средневековье представление об Исламе как о «зловредном неверии» до сих пор актуально для РПЦ МП. За эти 15 лет никто из православных богословов даже не поставил вопроса о пересмотре такого негативного тезиса.

Но может ли христианин думать иначе!? Да, католики на Втором Ватиканском Соборе 40 лет назад приняли Декларацию «Ностра этате», где Иудаизм и Ислам определены как «божественные религии», а от имени Католичества принесены покаяние и извинения за вражду, погромы и крестовые походы, вдохновленные устаревшими богословскими тезисами.

Это самый наглядный механизм того, как работа богословов, коллективного разума и совести общины меняет жизнь миллионов, даже миллиардов людей. Отныне конфликты между Католичеством-Иудаизмом-Исламом могут быть какими бы то ни было – но только не богословски мотивированными! Вот это и есть первые результаты диалога – не бюрократически-виртуального и не для пыли в глаза перед иностранцами. (Об изменившемся отношении Ватикана к Исламу я в свое время писал в обзоре «Новый Папа Римский – навстречу Исламу?»).

А какова мусульманская доктрина относительно христиан вообще и православных РПЦ МП, в частности: в Коране есть требование уважительного отношения к «ахль аль-Китаб» («людям Писания») и сотрудничества с ними на основе договоров. Первый тому пример – Мединский договор самого основателя Ислама.

Таким образом, в фундаменте мусульманства изначально заложены ясные и невраждебные правила взаимоотношения с христианами. Более того, неоднократно утверждается, что Господь всех мог бы собрать в единую общину (умму), но Его воля иная – все останутся разными и будут соревноваться в делах благочестия. Так не только признается сам факт плюрализма, но он характеризуется как естественная «конкурентная среда», в которой происходит духовная самореализация человека любой веры.

Что значат в данном вопросе эти «отвлеченные богословские термины» для нашего государства? Во-первых, они лишь кажутся «отвлеченными», а на деле очень практичны. Во-вторых, какая из доктрин внедряет вражду, а какая – мир, имеет большие последствия именно в делах государства.

В России усилиями некоторых деятелей многие православные не только не движутся в направлении, которым пошли католики на Втором Ватикане, но и создают прямые угрозы национальной безопасности.

От нетерпимости богословов – к гражданской вражде

В последние месяцы, например, все шире пропагандируется культ «новых мучеников, от безбожных агарян убиенных» – солдата Евгения Родионова и священника Анатолия Чистоусова. Объясняя смысл их почитания в Церкви, говорят, что они «были убиты чеченскими бандитами, принуждавшими их под страхом смерти принять Ислам».

Здесь две лжи: преступность не имеет национальности, но если ее подчеркивать в криминальной хронике, тем более в культе – значит, натравливать людей на чеченцев. Как после этого можно говорить о восстановлении конституционного порядка и нормальной жизни в Чеченской республике?!

Второе – даже если имели место факты принуждения к принятию веры, то они говорят лишь о том, что их делали не настоящие мусульмане. Ведь любой приверженец Ислама обязан знать аяты Корана, утверждающие, что «нет принуждения в религии».

О каком диалоге Патриархии с Исламом можно говорить, когда по стране расползается античеченско-исламофобский «культ»?!

В беседе со мной по этому поводу шейх Равиль Гайнутдин отметил, что подобные отвратительные «зеркальные факты» из жизни преступного мира имеются и у мусульман – но мусульмане России не позволят себе называть ни национальность, ни вероисповедание творящих насилие. Ведь если отказываться от принципов российского законодательства и своей веры – можно ввергнуться в хаос!

Итак, всех фактов неравноправия между Православием и Исламом не смог перечислить ни сам автор «Нижегородского призыва» Умар Идрисов, ни муфтий Ростовской области Флюр Арсланов, заявивший, что «на территории ЮФО, в частности, в Ростовской, Ставропольской, Краснодарской, Астраханской и Волгоградских областях и краях положение еще хуже» – за этим лавинообразным процессом не успевают следить даже профессионалы-юристы из Славянского Правозащитного центра и Сова-центра.

Однако говорить всерьез надо не только о несостоявшемся диалоге и гражданском противостоянии РПЦ с мусульманами – сколько проблем с указанными выше христианскими конфессиями, с нехристианами…

Корень же проблем и там, и тут – опять-таки в нежелании сменить средневековый язык вражды, закрепленный богословскими решениями. Так, все протестанты оказываются «сектантами» – и этот внутриконфессиональный термин теперь на устах у госслужащих!

Беда не столько в религиозной невежественности чиновников (у них другая профессия и иное образование), но в том, что взамен юридических терминов государства они начинают применять внутрицерковные полемические формулы. А они, как известно, служили предвестниками межрелигиозных войн.

Сегодня мы кого-то клеймим «еретиком-сектантом» – завтра готовим Варфоломеевскую ночь! Сегодня утверждаем «истинное троеперстие» – завтра толкаем соотечественников-старообрядцев на костер самосожжения!

15 лет национальной свободы в России: вместо «цветения всех цветов» – русификация по-советски

Вторая угроза гражданскому миру в России, которая исходит от нынешнего руководства РПЦ, наряду со средневековыми формулами богословской вражды – это ностальгия по «России, которую мы потеряли», которая соединена со стремлением нерадивых чиновников к русификации всех народов огромной федерации.

Изгнать всех неправославных из общественной жизни, монополизировать религиозное в жизни государства и общества – значит возврат к ситуации до 1917 года. По-человечески эту ностальгию можно понять. Но для государства она опасна. Ведь 17 год созрел именно в царской России, с ее несправедливостями как в религиозной, так и национальной политике. РПЦ хочет повторения?

Здесь поддержку РПЦ оказывают некоторые чиновники, от низового до высшего уровней. По сути, они проводят привычную им по советским штампам «национальную политику». Стоит ли еще раз напоминать, что она противоречит и Конституции, и тем международным обязательствам, которые подписаны Россией?

Опять-таки, свежий пример из жизни Нижнего Новгорода. Кстати, об этом деле Идрисов сейчас не говорит – очевидно, «все сразу и не расскажешь!». Знают ли россияне, что государственный праздник «основания города» теперь празднуется в церковный день памяти «князя Георгия Всеволодовича»? Казалось бы, ну что тут дурного!

Но вот что выявилось: согласно летописям, этот владимирский князь, отличавшийся трусостью и участием в междоусобных битвах против русских князей, отвоевал у соседей-булгар Град Ибрагимов в устье Оки и Волги, переименовал его в «Нижний Новгород» – и так стал «основателем города». О следах культуры прежних обитателей говорит археология. Мне пришлось напомнить о деталях этой истории в статье "Нижний или Град Ибрагимов? Как завоеватель стал «основателем» города?"

Решение, пролоббированное РПЦ, трудно назвать государственно продуманным – это явная провокация межнациональной и межконфессиональной вражды. Непонятно, зачем в XXI веке подымать из архивов образы вражды, которые наши народы худо бедно смогли забыть и тем самым преодолеть боль?

Еще пример. На Тысячелетие Казани приезжают главы государств, президент России участвует в национальных развлечениях и даже произносит часть своей официальной речи по-татарски! Ему вторит президент Казахстана. Но вот глава РПЦ не только не думает о том, как преодолеть боль, нанесенную московским войском Ивана Грозного Казани и всему татарскому народу, но внедряет 4 ноября – «день Казанской иконы» – как «день единства России»! (Я анализировал это в статье «4 ноября – день единства не для всех!»).

Побочное следствие – первый публичный «правый марш» по Москве – открытый выход националистов, который не посмели даже в коротких репортажах показать центральные телеканалы. Логика всегда логика: если начинаешь раскрепощение «национального божка», этот джинн долго не усидит в бутылке. Он вырвется и натворит бед!

Современной национальной политике нужна… политика. Большинство экспертов склоняются к выводу, что сегодня ее просто нет. Все пущено на самотек. И тут с одной стороны зреет, а иногда буйствует, сепаратизм – с другой, при поддержке РПЦ, русский национализм советского покроя. Почему советского – а потому, что не учитывает и не ценит имперское многообразие российской реальности. Не умеет использовать его как уникальный геополитический ресурс.

Колониальная логика «разделяй и властвуй» действует всегда на короткой дистанции – нации рано или поздно просыпаются.

Какова же здесь исламская доктрина? Коран утверждает необходимость национального разделения и дает рекомендацию, как с этим обращаться: «Мы сотворили вас парами, мужчину и женщину, племена и народы, дабы вы познавали, обогащали друг друга». И соотнесенность мужского-женского с племенным не случайна – все это божественные установления, данные для диалога и взаимообогащения.

Напомню, православные богословы, размышляя о национальном, вспоминают иной подход, данный апостолом Павлом: «Нет ни эллина, ни иудея…». То есть, нация должна самораствориться в религиозном идеале Христа.

Если же говорить конкретно о России и мире Ислама: мусульмане высоко ценят инициативы президента Путина по сближению с мусульманскими странами, более того – лишь Россия (вместе с Китаем) удерживает мир на Среднем Востоке, защищая Иран от атак США. Россия поддержала своим признанием ХАМАС, она против агрессии в Ираке, она создает альтернативу американскому глобализму, объединяя народы Азии…

О каком сепаратизме с будто бы «мусульманской мотивацией» может идти речь?! Именно Россия стала на наших глазах не только «великой христианской и одновременно мусульманской державой», но и защитником исламской цивилизации.

Быть может, силы, которым такая роль не по душе, и стремятся развалить единство наших народов всеми способами, в том числе и через непрофессиональных и непатриотичных госчиновников и деятелей РПЦ, грезящих о «России до 1917 года»?

«Подарок» президенту к Саммиту Восьмерки: имитация и реальность

Нет секрета в том, что активизация межконфессионального диалога крайне важна России, становящейся на время лидером Евросоюза. Наш опыт хотят популяризировать и, более того, представить миру как образец. Замысел блестящий – но воплощен он по-черномырдински «хотели как лучше, получилось как всегда!».

Вместо того, чтобы в темпе наладить реальный диалог конфессий, – его имитация в виде МСР. До сих пор нет государственного органа, отвечающего за связи государства с религиями, – налицо лишь дублирующие друг друга, с неясными функциями и без единой идеологии комитеты при Администрации Президента, Совете Федерации, при Мосгордуме…

Опыт даже количественно меньших стран показывает, что без такого органа вся госполитика пребывает в броуновском движении. К примеру, одно министерство – МИД – укрепляет российско-исламское международное сотрудничество, а другие занимаются… притеснениями мусульман внутри страны!

Именно в такой «мутной воде» инициативу перехватил митрополит Кирилл с его ОВЦС и МСР. Ему объективно невыгодно создание госоргана с государственной, а не церковной идеологией. На этой базе и взращиваются гроздья межконфессионального и межнационального гнева – усиливается антиконституционная практика от школ до армии.

И что мы сможем продемонстрировать зарубежным гостям, чтобы они из статуса «гостя» перешли не во «враги», а в «соратники»? Если мы у себя дома все никак не наведем порядка – что нам показывать соседям?

Так что «Нижегородский призыв» имама Умара Идрисова не стал «открытием Америки». Хоть не со всеми суждениями можно согласиться, его ценность – в честности постановки вопроса: Россия в опасности!



Джаннат Сергей МАРКУС – культуролог, ведущий исламских передач государственного «Радио России»

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика