ИОРДАНИЯ ГЛАЗАМИ РУССКОГО СТУДЕНТА

8518
Отправляясь в Иорданию, я мало что знал об этой стране. Арабская страна с крепкими мусульманскими устоями, думалось мне, где наверняка созданы все условия для соблюдения заповедей религии, для жизни в гармонии с Богом. По крайней мере, именно за этим я и ехал на учебу с группой российских студентов, надеясь окунуться если не в идеальную религиозную среду, то, по крайней мере, в ее подобие.


А как может быть иначе, если в стране живут мусульмане и каждый элемент жизни пронизан исламом, и что может быть приятнее жить в соответствии с божественными заповедями, думал я.

Мое представление об Иордании как о стране соблюдающих мусульман начало разрушаться, не успев сложиться. Первое разочарование поджидало в аэропорту, где мы увидели иорданок без платков и более того, одетых в короткие юбки.

Ощущение того, что что-то не так, стало еще сильнее, когда мы приехали в гостиницу. То, что в отеле такого крупного города как Амман такая грязь, никак не соответствовало мусульманскому образу жизни. Некоторые студенты были настолько разочарованы, что захотели вернуться обратно в тот же день.

Много сил отнимал быт. Неудобство представлял не столько ограниченный набор продуктов, сколько отсутствие полуфабрикатов. А к своеобразным молочным продуктам, напоминавшим по вкусу скисшее молоко, за все время пребывания мне так и не удалось привыкнуть. В Иордании произрастает довольно мало фруктов и овощей, в основном их привозят из соседней Сирии, Ливана и Палестины.

Определенным испытанием стал жаркий климат. Если зимой еще было тепло, то летом становится невыносимо жарко. Когда температура днем переваливает за 30 градусов, улицы городов пустеют, и люди не выходят до самого вечера, пока жара не спадет. Совсем недавно в домах иорданцев стали появляться кондиционеры. Правда и зимой есть свои неудобства. Поскольку дома без отопления, в холодные ночи люди разжигают печки на мазуте, которые время от времени могут взрываться.

Вообще, жители Иордании – люди добрые, честные, открытые, вызывающие расположение к себе с первой минуты. Однако вспыльчивость арабов может поставить иностранцев в курьезное положение. Тем, кто не знаком с арабской манерой разговора на повышенных тонах, со стороны дружелюбный разговор может показаться руганью, сопровождаемой эмоциональными жестами.

Эти же жесты помогали нам учить с нуля арабский язык, поскольку преподаватели, не знающие русского языка, первое время объясняли все в буквальном смысле на пальцах.

На арабском литературном языке практически никто не говорит. Между собой иорданцы общаются на простонародном наречии, изобилующем сокращениями и разговорными формами. В разговоре часто можно услышать слово «елло», что означает «я-Алла». Часто используются заимствования, например вместо арабского «еще» говорят английское «come on».

Засилье английского языка стало одним из моментов, которые наиболее поражают в современной Иордании. Практически в любой сфере деятельности вы столкнетесь с английским языком. Чтобы устроиться на работу в обязательном порядке вам потребуется знание английского языка. Для получения аккредитации в области медицины студент, учившийся допустим в России, должен сдавать экзамен на английском языке. В университете некоторые предметы полностью преподаются на английском.

Все обучение в Иордании платное. Но почему-то из всех дисциплин английский язык – самый доступный. Если компьютерный курс стоит порядка 300 долларов, то курс на факультете английского языка обойдется более чем в два раза дешевле около 130 долларов. Для обучающихся английскому языку созданы все самые лучшие и выгодные условия.

Частный университет Зарка (Zarqa Private University), где я учился, не сравнить с Московским университетом ни по масштабу, ни по преподавательскому составу. Поскольку я до этого учился в Москве, то могу сравнить уровень преподавания у нас и в Иордании. Российские преподаватели намного квалифицированнее, также как учившиеся в России врачи выше по уровню специалистов, учившихся в Иордании.

Порадовало то, что девушки и юноши придерживаются в одежде строгих правил и не гуляют вместе. Девушки и юноши сидят на разных рядах. Женщины-преподаватели преподают специально для женщин. В каждом уголке Университете вы услышите азан.

Специального исламского Университета в Иордании нет. Исламские дисциплины, такие как культура ислама, исламская цивилизация, преподаются наряду с другими предметами на светских факультетах.

Живя в Иордании продолжительное время, я видел, как функционирует заложенный в исламе механизм социальной помощи. Кроме Министерства вакфов, которое собирает и распределяет закят, в стране действуют негосударственные центры, помогающие нищим семьям, выдавая карточки для получения в центре ежемесячных пособий. Из закятных средств выплачивается зарплата имамам мечетей, которым также предоставляется от государства бесплатное жилье.

В отличие от России между иорданскими мусульманами чувствуется настоящее братство и готовность прийти на помощь. Даже если сосед не соблюдает предписаний, оказавшись в нужде, он получит помощь, чему я сам был свидетелем. Я также познакомился с людьми, которые безвозмездно помогали бедным в своем районе.

Программы социальной помощи реализует и Исламский банк Иордании. Банк действует в соответствии с нормами шариата, проводя множество общественных программ, предоставляя беспроцентные кредиты на покупку машины, обучение, и т.п.

В Иордании традиционно высокий махр (свадебный подарок невесте), средний размер которого составляет 4000 долларов. Заработать такую сумму молодому человеку почти нереально, поэтому многие не женятся до 30 лет. В таких случаях желающим жениться, но не имеющим средств на брачный подарок помогает банк.

Деятельность Исламского банка Иордании вообще весьма показательна. Хотя Исламский банк работает только внутри страны, его финансовые показатели лучше, чем у неисламских банков.

На политической арене в Иордании присутствуют самые разные силы: есть исламские партии, крупнейшая из которых «Братья-мусульмане», есть умеренно исламские (Партия Золотой середины), вплоть до светских, националистических и коммунистических.

Около 10% мест в парламенте закреплено за женщинами, определенное количество мест отводится христианам и национальным меньшинствам.

Мусульманские организации Иордании вообще и «Братья-мусульмане» в частности внимательно относятся к нуждам мусульман и активно помогают во всех сферах. Исламские организации участвует в социальной жизни, открывают больницы, детсады, для обучения бедных детей.

Именно исламские партии предпринимают попытки противостоять культурной экспансии Запада. С их стороны слышны предостережения против наступления английского языка и попыток навязать американское понимание свободы и демократии. Особое возмущение вызывает западная пропаганда малодетной семьи, пропаганда противозачаточных средств и открытие центров планирования семьи.

Как такового иорданского телевидения не существует, так как в стране есть только один национальный телеканал. Население в массе своей смотрит спутниковые каналы, перенимая или бездумно копируя западный образ жизни.

Даже за наше относительно недолгое четырехлетнее пребывание в стране, я видел, как на моих глазах меняются не в лучшую сторону нравы. Стал более заметен отход от ислама определенной части общества. В обществе появилась распущенность и прохладное отношение к религии, распространяется западная музыка, фильмы и сопутствующая им идеология.

Еще четыре года назад увидеть вместе парня и девушку было невозможно. Сейчас же мораль перевернулась. Общество подталкивают к мысли через средства массовой информации, что это нормально и даже странно, если у тебя нет друга или подруги.

В этом году я впервые увидел на одной из улиц Аммана девушку в юбке выше колен. Больше иорданок стало появляться в топиках. Рекламируются моды и прически. В своем желании во всем копировать Запад иорданцы иногда выглядят очень нелепо, и их экстравагантные прически и одежда не могут вызвать ничего кроме смеха.

Среди молодежи больше стало курящих, особенно среди девушек. Можно встретить рекламу, говорящую, что курение ведет к похудению.

Три года назад в стране разрешили открытие специализированных винных магазинов. Пока на улицах городов не видно нетрезвых людей, но прежний закон, по которому пьяных забирали на 3-е суток, уже отменен.

Все меньше людей ходит в мечеть на намаз. Поглощенные работой люди начинают забывать о религии. Пользование банковскими услугами с процентами некоторыми уже считается нормальным.

Но есть и другая тенденция. В обществе все более заметен мусульманский ренессанс. С одной стороны, возросло число тех, кто одевается вызывающе: джинсы в обтяжку, топики, короткие платья, но с другой – стало больше носящих платок, никаб или черное платье. Когда мы только приехали в страну, больше половины женщин ходили с непокрытой головой. Сейчас же большая их часть одевает хиджаб. Можно сказать, что разврат еще не укоренился в иорданском обществе.

В этом есть заслуга мусульманских центров и организаций. Те, кто соблюдает предписания ислама осознанно, а не в силу традиции видят опасность вестернизации и предпринимают усилия для защиты традиционных ценностей. Сейчас многие мусульмане стали обращать внимание на состояние молодежи. Для подрастающего поколения открываются частные детские сады, школы, где детям с юного возраста прививают высокую нравственность и воспитывают в исламском духе.

Мои впечатления от Иордании разные и неоднозначные, как сама жизнь. За четыре года, проведенных в Иордании, я стал свидетелем как позитивных, так и негативных процессов. С одной стороны, стало более заметным возрождение духовности, с другой – отход от ислама определенной части общества. Вернувшись в Москву, я почувствовал рост уровня жизни в столице, но вместе с тем мне стало не хватать доброты иорданцев, к которой быстро привыкаешь, и которая стала редкостью в нашем обществе.


Абу Бакр (Александр) ГОНЧАРОВ

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика