ТАКОЕ КИНО

10259-----
"Из всех видов искусств для нас важнейшим является кино".
В.И. Ленин

Можно по-разному относиться к автору приведенной в эпиграфе цитаты, но одно в этом высказывании несомненно – именно кинематограф является сегодня важнейшим средством воспитания личности. Заранее можно предвидеть возражение: "А как же телевизор?". Несомненно, телевизор стал описанным Оруэллом в его романе-антиутопии "1984" средством тотального контроля и чтения мыслей. Собственно, он их не читает, а просто культивирует в определенном направлении. В мир является уже как минимум второе поколение, воспитанное "ящиком", по лучшим или худшим образчикам его "продукции". Но телевизор, собственно, и есть тот же кинотеатр, только находящийся у нас в домах, смотреть который можно, не слезая с дивана и не снимая домашних тапочек. Да и большинство телепродукции, которую "хавает пипл", имеет кинематографическое происхождение.


"Человек есть то, что он ест", – гласит главная заповедь диетологов всех времен и народов. И в плане информации происходит примерно то же самое. Информативно человек есть то, что он видит и слышит. Именно поэтому в индустрию кинематографа вкладываются огромные средства. Во все времена претенденты на мировое господство всегда уделяли особое внимание киноиндустрии. Ярким примером является гитлеровская Германия и США. Один известный американский государственный деятель как-то сказал: "Если бы Голливуд приносил в финансовом плане одни убытки, то деньги для него все равно нужно было найти". Ведущие государства, такие как США, давно осознали необходимость поддержки национальной кинопромышленности, не только посредством вложения бюджетных денег, но и путем создания выгодных условий киноинвесторам в плане налогообложения. В результате Голливуд стал не просто гигантом. Создав мощнейшую в мире киноимперию, американцы претворили в жизнь плана Маршалла в сфере идеологии. Именно Голливуд во многом способствовал идеологическому краху Советского строя.

Но что же другие страны. Одни безмолвно ждут своей участи. Другие пытаются противостоять заокеанской экспансии. Например, Франция и ряд других европейских стран ввели ограничение на прокат американских фильмов. Как известно, запретный плод сладок, и для того, чтобы не хотелось яблока из соседнего сада, лучше посадить грушу в своем. Вот и выращивают такие груши, кто как может. Упомянутая Франция, считающая себя самой культурной страной Старого Света, создала национальную киноиндустрию, свободную от американизма и в противовес ему. Япония прививает "дух Ямато" своим гражданам при помощи самурайских фильмов. Индийская киноимперия Болливуд, превзошла по количеству выпускаемых фильмов заокеанского почти тезку. При всей своей внешней схожести индийские фильмы резко отличаются от продукции, произведенной вне Индостанского субконтинента. Производят достаточно разнообразную кинопродукцию в Китае, точнее, в двух Китаях – КНР и Гонконге. Последний, хоть и стал частью Поднебесной, продолжает сохранять свою специфику в том числе и в кинематографе. Фильмы в Китае, как и все остальное, насквозь китайские. Они похожи на европейское кино, не более чем классическая китайская опера – на произведения Верди или Мусоргского.

Недавно президент Венесуэлы Уго Чавес призвал венесуэльских кинематографистов создать "свое кино, отражающее справедливый образ латиноамериканцев", которое бы вытеснило голливудскую продукцию, "превозносящую проклятых гринго".

Но все это Европа, Япония, Индия, Китай, Латинская Америка. А как же исламский мир, тоже обладающий своим, особым мировоззрением? Долгие годы в мусульманских странах, поддавшихся соблазну секуляризма, создававшееся кино было слепком с других моделей – американской, советской либо индийской. Это было следствием того, что и само общество ориентировалось на иные, неисламские модели. Пожалуй, таковым было египетское кино – своеобразный арабоязычный Болливуд, только с меньшими масштабами производства. Даже фильмы на историческую тематику создавались скорее как фильмы из истории арабов. Поэтому, например, иракский фильм "Кадисийя", повествующий об историческом сражении мусульман с персами, не обошелся без идеологических установок правящей в то время в Ираке националистической партии "Баас".

Пожалуй, первым производителем конкурентоспособной и по-настоящему самобытной, способной противостоять западной идеологии кинопродукции, стал Иран. Во время правления шахского режима про иранское кино вообще мало кто слышал. Шах и его семья были увлечены реконструированием доисламских обычаев древнего Ирана. Однако развитием национального кинематографа шахский режим не интересовался, поручив воспитание национального сознания американским кинопроизводителям. Ситуация в корне изменилась после победы революции 1979 года. Молодая исламская республика, несмотря на трудности, связанные с блокадой и разрухой, принялась создавать национальное кино. Спустя несколько лет самобытное иранское кино стало занимать первые места на всевозможных международных кинофестивалях. В иранских фильмах просто, по-человечески рассказывается о насущных проблемах – взаимоотношениях между людьми, между человеком и Богом и пр. Работы иранских кинематографистов выдержаны в лучших традициях советского кино – не парадного, а едва прошедшего цензуру из-за своей аполитичности и неангажированности. Конечно же, иранские фильмы исламские по духу, но это не выпячивается наружу, не бросается в глаза, а выглядит просто и естественно, ведь ислам – религия естественная и органичная.

Следует отметить, что мусульманское кино сегодня – это не только иранские фильмы. Есть, к примеру, замечательные картины, созданные кинематографистами Турции, Египта и других стран. В последнее время появились таджикские, азербайджанские, татарские фильмы.

К счастью, у нашео зрителя есть уникальная возможность познакомиться с мусульманским кино. Вот уже второй год подряд в России проходит второй международный мусульманский кинофестиваль "Золотой минбар". В прошлом году его проведение было приурочено к празднованию тысячелетнего юбилея Казани. В сентябре этого года фестиваль опять пройдет в столице Татарстана.


Ахмад МАКАРОВ

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика