ИСЛАМ В ГОЛЛАНДИИ

madurodam_10
Голландия – «самая свободная» и «самая либеральная» страна Запада. Там даже узаконена проституция и фактически легализована продажа «мягких» наркотиков. Поэтому, как представляется, особый интерес вызывает жизнь мусульман с их строгим этическим кодом в стране, которую, не совсем безосновательно, некоторые люди называют «самым большим притоном под открытым небом».

По последним статистическим данным, в Голландии проживает около миллиона мусульман, что составляет примерно 6 процентов от всего населения. Большинство голландских мусульман – турецкого и марокканского происхождения, а также выходцы из Суринама – бывшей колонии Нидерландов.

Первая волна мигрантов-мусульман в Голландию последовала из Марокко и Турции в 60-х годах прошлого века. В 70-х годах усилился поток мигрантов из Суринама, причем планы мусульман из этой страны отличались от намерений выходцев из Марокко и Турции. Если марокканские и турецкие рабочие мигранты рассчитывали на временное пребывание в Голландии, то суринамцы приезжали со своими семьями, желая остаться здесь навсегда. Более того, многие из них владели голландским языком и были знакомы с культурой Нидерландов.

Первая попытка создать единый орган, представляющий интересы мусульман страны, была предпринята в 1974 году. Тогда была образована Федерация мусульманских организаций Нидерландов. Но ей не удалось сплотить все мусульманские общины: она не сумела учесть интересы отдельных исламских организаций. И если до начала 90-х годов правительство, следуя линии мультикультурализма, способствовало созданию всевозможных исламских ассоциаций, то позже ему потребовался некий представительный орган, который мог бы полнее выражать чаяния многочисленной мусульманской общины Нидерландов, и через который бы осуществлялся политический контроль за деятельностью исламских организаций. В 90-х годах при непосредственном участии правительства был создан Исламский совет Нидерландов, в который вошли Диянет /турецкие мусульмане/, Союз марокканских мусульманских организаций и Всемирная исламская миссия Нидерландов, объединяющая суринамские общины. Второй крупной организацией стал Мусульманский совет, где были представлены другие, более мелкие этнические группы. В последние годы появились еще две большие исламские организации, каждая из которых претендует на роль единого представительного органа мусульман Нидерландов: Совет мечетей Нидерландов и Нидерландский исламский совет. Таким образом, в настоящее время действуют четыре так называемые «зонтичные» организации, каждая из которых объединяет многочисленные этнические группы. Между этими исламскими структурами ведется борьба за лидерство, за возможность выступать от имени всех мусульман страны. Однако правительство отказывается признавать любую из них в качестве единого представительного органа.

Голландские мусульмане крайне неоднородны по этническому составу, поэтому объединить их оказалось очень сложно. В стране около 400 мечетей. Около 200 контролируются турецкой общиной, 120 марокканцами, остальные – суринамцами и другими мусульманскими общинами.

120 мечетей Нидерландов контролируются Диянетом /управление по делам религии Турции – официальный государственный орган, представляющий интересы турецких граждан на Западе в вопросах веры/. Имамы фактически назначаются турецким правительством, которое также выплачивает им заработную плату. Вторая крупная турецкая организация «Милли герюш» /«Национальный взгляд»/ – самая влиятельная и богатая исламская община в Европе.

В 1978 году был создан Союз марокканских мусульманских организаций Нидерландов, поддерживающий тесные связи с марокканским правительством, которое часто оказывает содействие в назначении имамов. Именно на этой почве внутри марокканской общины возникли оппозиционные группировки, желающие создать независимые и неподконтрольные правительству Марокко мечети. Согласно проведенным в Голландии исследованиям, 64 процента марокканских организаций являются независимыми, не входят ни в какие национальные ассоциации.

В суринамской мусульманской общине несколько групп. Следует также отметить, что эта община оказалась одной из самых организованных в Голландии. Может быть, это связано с тем, что мусульмане, являясь в Суринаме религиозным меньшинством, выработали механизмы приспособления к условиям многоконфессиональной среды, которые они перенесли на европейский континент. Среди суринамцев популярно движение «Ахмадийя»; полагают, что их привлекает «либеральный ислам» этой секты.

В 2003 году Европейская арабская лига /ЕАЛ/, созданная в Бельгии, открыла первый филиал в Голландии. Глава этого филиала Джамиль Джавад не скрывает своих неполиткорректных взглядов: по его мнению, Израиль не имеет права на существование и должен быть стерт с лица земли. Он также выступил с требованием запретить свободную продажу наркотиков и отменить закон, разрешающий проституцию. Несмотря на то, что еврейские организации потребовали закрытия ЕАЛ, голландские власти дали разрешение на создание ее филиалов в ряде городов страны.

Надо признать, что процесс интеграции мусульман в голландское общество оказался довольно сложным: мусульмане не разделяют определенные его ценности. К тому же, им нередко приходится сталкиваться с расизмом и ксенофобией. Немало и социально-экономических проблем, среди которых центральное место занимает безработица. Также возникают трудности при закупке земель для строительства мечетей. При строительстве жилых массивов городские власти часто намеренно не выделяют места для последующего сооружения мечетей. Местные жители резко выступают против передачи мусульманским общинам уже существующих зданий для последующей их перепланировки в места для отправления культа, т. к. это нарушает привычный уклад жизни городских кварталов. Мусульманским организациям приходится отстаивать свои права в судебном порядке. В 1986 году попытка муниципалитета одного из городов Голландии передать помещение обществу геев в здании, где несколько комнат принадлежало суринамским мусульманам, вызвало резко негативную реакцию со стороны исламской общины. Мусульмане потребовали от городских властей отменить принятое ими решение в пользу «сексуального меньшинства», и они добились своего после бурных дебатов, транслировавшихся по национальному телевидению.

Перед мусульманами /особенно вторым и третьим поколениями/ остро встает вопрос, как сохранить свою идентичность, а с другой стороны, как найти свое место, реализовать себя здесь, в Голландии. В стране не хватает подготовленных религиозных исламских кадров. Этот вопрос решается за счет приглашения духовных служителей из мусульманских стран, которые не владеют голландским языком, слабо разбираются в социально-политических процессах, происходящих в Европе. Импортируемые имамы не понимают местных проблем и не пользуются особой популярностью среди молодежи. Второе и третье поколения мусульман по сравнению со своими родителями лучше образовано. Действительность ставит перед молодежью вопросы, на которые традиционные имамы не могут ответить. В результате молодые люди отдают предпочтение тем мечетям, где тон задают интеллектуальные исламисты-радикалы, хорошо знакомые с европейской шкалой ценностей. Как жаловался один престарелый марокканец, «я отправил своего сына за духовным знанием в мечеть, а он вернулся оттуда с ненавистью к евреям и ко всему европейскому...»

Пытаясь как-то изменить положение, государство постепенно начинает вмешиваться в дела религии. Так, например, при назначении имамов учитываются не только их знания в области теологии, но и свободное владение голландским языком, способность вести переговоры с местными властями, знание законов страны. Имамы мечетей обрели законный статус духовных служащих. Тем не менее государство, придерживаясь принципа разделения государства и религии, не вмешивается в трудовые споры, возникающие в среде мусульманского духовенства. Однако вышеназванный принцип нарушается, когда возникает вопрос о приглашении имамов из-за рубежа. Данная процедура связана с разного рода сложностями бюрократического характера. Правительственные органы решают, является ли желательным приезд той или иной кандидатуры на должность имама с точки зрения безопасности страны. /Имам у себя на родине должен подать прошение в голландское дипломатическое представительство, затем его документы тщательно изучаются, через посольство собирается информация об этом духовном лице/. Индийская и суринамская мусульманские общины взяли на себя функцию по подготовке имамов, а также добились от государства разрешения на создание специальных подготовительных курсов по обучению духовных служащих.

Любопытно, что нидерландский министр иммиграции и натурализации Хилбранд Навийн пообещал сделать все возможное для того, чтобы в мечетях говорили на голландском языке, а мусульманские духовные лица воспитывали у верующих лояльность к ценностям и нормам голландского общества. Как позднее заявила пресс-секретарь Навийна, министр не имел в виду, что молиться и выступать с проповедями в мечетях можно будет исключительно по голландски, однако представители исламских общин в Нидерландах истолковали слова Навийна именно в этом смысле и выступили с протестами. Говоря о новой политике Голландии в вопросе иммиграции, тот же министр сообщил, что он готовится предложить закон, по которому мусульманским духовным лицам не будут выдаваться въездные визы, если они не сдадут экзамен по итогам специального курса голландской культуры и языка. Прохождение этого курса стало недавно обязательным для всех имамов, приезжающих в страну. Теперь они вынуждены слушать лекции по проблемам отношения к женщинам, сексуальным меньшинствам, эвтаназии, свободе слова, вероисповедания и национальной терпимости.

Между тем рост радикализма среди молодых мусульман Голландии наблюдается еще с середины 90-х годов. Среди «джихадистов» много людей с хорошим образованием. По утверждению министра внутренних дел Ремкеса /к слову сказать, он принадлежит к голландской еврейской общине/, в определенных группах молодых мусульман в Нидерландах «джихад» стал частью молодежной культуры. Среди них нередко высказывается пожелание отправиться на «войну с неверными» в Ирак, Палестину, а также принять участие в борьбе против США и Запада.

В опубликованном тем же Ремкесе докладе «От даава /призыва/ к джихаду», подготовленном голландскими спецслужбами, говорится, что в Нидерландах находится до 50 тысяч потенциальных радикальных исламистов. Во многом это объясняется активной работой, проводимой через Интернет такими организациями, как Фонд «Аль-Харамейн», Европейской арабской лигой, «Хизб ут-Тахрир». Несмотря на контроль государства, в страну приезжают радикальные имамы из Сирии, Египта, Сомали, Судана, многие из которых прошли теологическую подготовку в Саудовской Аравии. Спецслужбы Голландии отмечают, что растет интеллектуальный уровень исламистов. В радикальных группировках много представителей второго, третьего поколений мигрантов, хорошо владеющих голландским языком, являющихся студентами университетов. Их привлекает идеология, где центральное место занимает борьба ислама, а с ним всего правого, истинного с неверием, олицетворяющим все ложное и несправедливое. Эта идеология дает простые ответы на сложные жизненные вопросы.

Сегодня многие голландцы обеспокоены ростом того, что СМИ называют «исламским экстремизмом», ибо, по их мнению, это явление подрывает политический и идеологический фундамент их страны. В 2002 году Пим Фортейн впервые публично заявил, что мусульманское меньшинство в Голландии отказывается ассимилироваться и враждебно относится к духу терпимости, характерному для «нашей родины». Им была создана новая политическая партия – «Список Пима Фортейна», которая потребовала закрыть доступ в страну иммигрантам-мусульманам, обязать детей нынешних иммигрантов обучаться в школах, где преподавание ведется на голландском языке. Спустя три месяца после создания «Список» завоевал примерно 20 процентов голосов голландских избирателей. Еще через несколько месяцев Пим Фортейн был убит нидерландцем, членом ассоциации защиты животных. Но дело Фортейна живет. Вскоре после его смерти один из лидеров правой оппозиции Герт Вильдерс призвал запретить на 5 лет иммиграцию из мусульманских стран и закрывать мечети, заподозренные в распространении экстремизма. По его мнению, Нидерланды нуждаются в жестких мерах, если не хотят потерять демократию. Как сообщало интернет-издание «Ислам онлайн», три политические партии Голландии: Либеральная, Партия Пима Фортейна и Демократическая,две из которых являются партнерами в правительстве, призвали предоставить административным органам и местным властям право временно закрывать мечети в том случае, если они вовлечены в распространение «идей, подстрекающих к ненависти». Призыв трех партий был озвучен после того, как один из крупных голландских телеканалов продемонстрировал в эфире «злобные призывы», раздававшиеся во время пятничных проповедей в мечетях основных городов Нидерландов.

Имамы этих мечетей выражали гнев мусульман продолжающейся агрессией Израиля против палестинцев. Представители этих трех голландских партий охарактеризовали имамов «экстремистами, фанатиками и фундаменталистами». Они потребовали их замены другими, не исповедующими фанатизм. Тем не менее, Христианско-демократическая партия, крупнейшая среди входящих в правящую коалицию, и Партия Труда, находящаяся в оппозиции, отвергли этот призыв. И здесь произошло убийство кинорежиссера Тео Ван Гога, сделавшего антиисламский фильм. Тот факт, что на его трупе обнаружили документ, в котором перечислялись и другие намеченные жертвы, в частности, из числа депутатов, поверг общество в оцепенение.

Убийство Ван Гога /между прочим, родственника самого знаменитого голландского художника Х1Х века/ спровоцировало расистские выходки, осуществленные нидерландскими экстремистами против мечетей и мусульманской школы. Оно повергло в шок страну, отличающуюся «самой большой в мире терпимостью». Сразу же после этого убийства в Голландии было совершено несколько нападений на мечети и школы для детей турецких иммигрантов. У дверей мусульманской школы в Эйндховене была взорвана бомба.

Стало очевидно, насколько хрупка социальная гармония и в этой «самой свободной», но в то же время мультирелигиозной и мультикультурной стране. «В Голландии есть проблема с терпимостью и преодолением дискриминации, – заявил уполномоченный ОБСЕ по борьбе с дискриминацией мусульман Омур Орхун. – Но ситуация не является трагической и проблема может быть решена при наличии здравого смысла и готовности к созданию мостов взаимопонимания».

Голландские власти, стремившиеся к примирению различных этнических групп, решили учесть тот факт, что голоса мусульман играют все большую роль во время выборов и пошли на ряд неординарных шагов. Власти Роттердама, например, согласились на создание избирательного участка в мечети «Гюльтепе», вокруг которой проживает много мусульман. Эта мера, как сообщала «Ислам он лайн», была направлена на то, чтобы обеспечить более активное участие мусульман в муниципальных выборах.

Многие представители мусульманской общины приветствовали этот шаг. И это понятно: подавляющее большинство молодых мусульман страны видят свое будущее здесь, в Нидерландах, хотя и не собираются отказываться от веры отцов, являющейся и их верой. Но по сравнению со своими родителями они, за некоторым исключением, больше ориентированы на голландское общество, они, несмотря ни на что, – часть его культуры. Эта мусульманская молодежь, как и в других государствах Европы, старается интегрироваться в местное общество, хотя отлично видит его пороки и недостатки. Молодые мусульмане, как правило, стремятся не к конфронтации, а к межкультурному диалогу. И они уверены, что скорее преуспеют, если пойдут по этому пути, и не дадут увлечь себя на опасную и рискованную во всех отношениях тропу религиозного экстремизма. В прошлом ислам неоднократно одолевал своих противников в научных и культурных диспутах, и не нужно сомневаться в том, что он сумеет добиться победы над ними таким же образом и в будущем.


Валерий ПЕТРОВ, ИА "IslamNews"

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика