ДЕНЬ ЗАЩИТНИКОВ КАЗАНИ

1552
15 октября в Татарстане прошел «Хәтер көне» (День защитников Казани). Что это за день, и чем он примечателен? Почему, например, не отмечают день памяти защитников Искера (столица Сибирского ханства) или Хаджи-Тархана (древнее название Астрахани, столицы ханства Астраханского). Ведь Казанское ханство было не первой и не последней тюрко-мусульманской землей, вошедшей в состав молодого Российского государства. Кроме него, были и Мещера, и Касимов, и ханства Сибирское, Астраханское и Крымское, Большая и Малая Ногайские Орды. Многим из них нельзя отказать ни в культуре, ни в могуществе, ни в развитии торговых отношений, ни в территории. Почему же тогда именно Казань?

Стало как-то привычным говорить о том, что «Казань стала самым северным форпостом мусульманской цивилизации». Но ведь территория расселения пермских татар лежит далеко на север от Казани. Та же Мещера в большей степени «вдвинута» в иноконфессиональное, иноэтническое окружение. На протяжении длительного времени после падения Казанского ханства московский царь продолжал выплачивать дань символическую – хану касимовскому, и далеко не символическую – хану крымскому. Крымское ханство со времен Менгли-Гирея вошло в состав Османского халифата, а вместе с ним и Малая Ногайская Орда. Казанское же ханство, хотя и было объявлено «юртом османского султана» Сафа-Гиреем, не было признано в таковом качестве. По территории Сибирское, Крымское ханство и Большая Ногайская Орда превосходили Казанское ханство в разы.

Почему же тогда День защитников Казани является годовщиной, можно сказать, ключевого события не только татарской, но и всей российской истории? Именно с взятия Казани и разрушения Казанского ханства сменился вектор развития всей этой огромной территории, постепенно ставшей Россией. Казанское ханство было сравнительно небольшим государством – больше всяких герцогств Бретонских или Тюрингии, но меньше большинства своих соседей (из соседей больше были Сибирское, Крымское ханства, Большая Ногайская Орда, Московское княжество и Новгородская Республика). Население составляло 2,5 миллиона человек, из которых собственно татары составляли лишь около миллиона (Б.Л.Хамидуллин), остальные были марийцы, чуваши, мордва, удмурты, мензелинские и бирские башкиры (иректинская родословная Гали Чукури), ногайцы, а также кара-муслимы (принявшие ислам русские, упоминаемые Худяковым и «Казанским летописцем»).

Все эти столь разнообразные народы жили достаточно мирно, каждый занимаясь своим традиционным делом и не поднимая никаких восстаний. Хозяйство в ханстве было основано на торговле, а также высокоразвитых ремеслах и сельском хозяйстве, о чем говорят многочисленные археологические данные, а также факты оказания продовольственной гуманитарной помощи русским княжествам. При этом Казанское ханство отнюдь не стремилось завоевать своих соседей и решить за их счет свои проблемы, предпочитая территориальным захватам мирную торговлю. Пожалуй, прав был дьяк Пересветов, называя Казанское ханство «подрайской землицей». Только он ошибался, возомнив себе, что после ее захвата все там останется так же.

Некоторые политики, подогретые реваншистскими идеями беглых греческих экстремистов, решили поднять из гроба идею «Второго Рима» и построить на далеких северных землях «Третий Рим». Стремительно увеличивший свою территорию за счет соседей, «Третий Рим» надолго отстал в развитии от своих соседей, да и от своих предшественников, на землях которых он существовал. Что дало это его народам? Бесконечные восстания, вызванные притеснением, уход на все новые земли, и рабство. Представителей государствообразующего этноса перестали продавать на рынках одновременно с американскими неграми!!! В результате необъятные просторы покорили всевозможные Мюнхгаузены, позже рассказывавшие о своих приключениях в «дикой, заснеженной России, где по улицам ходят медведи...»

Начало всему этому было положено именно со взятием Казани и разрушением Казанского ханства вместе с его порядками и законами. Другие же – Астраханское, Сибирское, большая Ногайская орда, Крымское, Кокандское, и т. д. лишь последовали его примеру.

Именно поэтому 15 октября 1552 года явился трагедийным событием не только истории татарского народа, но и всех народов нашей страны, не исключая русский народ. День защитников Казани имеет смысл отмечать всей страной, сделав его днем скорби всего государства.


Ахмад ДАВЛЕТШИН

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика