КУДА ВЕДЕТ КАТОЛИКОВ НЫНЕШНИЙ ПАПА РИМСКИЙ?

benedikt856
Волна гнева исламского мира за приведенную Бенедиктом антимусульманскую цитату из средневекового византийского императора, по-видимому, идет на спад, хотя произошедшее, по мнению итальянской газеты «Репубблика», должно рассматриваться как настоящее Ватерлоо для понтифика. Во всяком случае, никто не считает, что его антиисламское высказывание было просто случайным, неаккуратно оброненным словом.



По утверждению ряда ватиканских экспертов, папа Бенедикт сознательно отошел от линии поведения своего предшественника – Иоанна Павла 11-го. Кароль Войтыла /так его звали в миру/ разработал стратегию систематического диалога христиан и исламских элит. Он старательно избегал в отношениях с исламом острых слов, предпочитая замалчивать проблемы, выставляя на первый план то, что объединяет христиан с мусульманами.

Бенедикт XVI, по мнению большинства итальянских журналистов, настроен куда более сурово к мусульманам и требует от них взаимного понимания и уважения. Он выступает за то, чтобы исламские страны гарантировали христианам и представителям других религий те же самые права и свободы, какими пользуются мусульмане на Западе.

Будучи кардиналом Ратцингером, папа римский обвинял некоторых мусульман, инспирировавших «теологию освобождения», откровенно противодействовал вступлению Турции в Евросоюз.

Иоанн Павел 11 встречался с мусульманами свыше 60 раз, посетил во время визита в Сирию мечеть – впервые в истории папства. Бенедикт же говорит иным тоном и действует тверже. Вовсе не случайно он освободил эксперта Иоанна Павла 11 по вопросам ислама Михаэля Фитцджеральда с поста председателя Совета по делам диалога между религиями, отправив его послом в Египет. Одновременно ректор Римского лютеранского университета епископ Рино Фисихель, являющийся доверенным лицом папы, призвал ООН «напомнить обществам и правительствам, где мусульмане в большинстве, об их обязательствах».

Еще в марте Бенедикт провел встречу за закрытыми дверями со 179 кардиналами, которая была посвящена тому, что в отношениях с исламом надо занимать твердую позицию. Несомненно, католическая церковь стала при этом папе жестче как к исламу, так и к мусульманам, начав предъявлять к ним определенные требования. Куда ведет свою паству Бенедикт? Не стремится ли он разжечь пресловутый «конфликт цивилизаций»? Эти и подобные вопросы возникают сегодня у многих.

После встречи с папой Римским посол Ирака в Ватикане Альберт Эдуард Исмаил Елди сказал: «Мы удовлетворены тем, что понтифик проявил уважение к исламу. Сейчас надо отложить в сторону то, что произошло, хотя я и не скрываю, что гнев мусульман был обоснованным».

Наблюдатели в Ватикане согласны с тем, что встреча папы с послами мусульманских стран способствовала известной разрядке напряженности. Но надолго ли? Ведь среди лидеров исламского мира немало и таких, кто убежден, что Бенедикт совершенно сознательно выбрал злополучную цитату, спровоцировавшую легко предсказуемую реакцию мировой уммы. Он, по их мнению, отлично знал, что делает, и мусульмане поняли его правильно.

Любопытную точку зрения высказал алжирский политолог Хосни Абид, возглавляющий Центр исследований арабского и средиземноморского мира в Женеве: «Я не думаю, что кризис преодолен. Сделан лишь один шаг, причем явно недостаточный. Дипломатическими каналами папа Римский не сможет дойти до простых мусульман. Нужна целенаправленная кампания. Бенедикт XV1 должен выступить в крупнейших арабских газетах, на телеканалах «Аль-Джазира» и «Аль-Арабия» и призвать верующих к диалогу… Еще есть проблема: в каждом выступлении Бенедикт ссылается на своего предшественника Иоанна Павла 11, но, разумеется, не следует по его стопам. Поляк был папой диалога, архитектором экуменизма, он не поступил бы так, как это сделал Бенедикт XV1. Трудно сказать, это позиция то ли понтифика, то ли его советников по вопросам ислама».

Как считает Абид, есть еще одна важная проблема. В мусульманских государствах правят авторитарные режимы. Их лидеры использовали подвернувшимся случаем /высказывания папы об исламе и джихаде/ в собственных политических целях. Поиск внешнего врага оказался для них весьма кстати: обнаружился адресат, по которому можно было направить накопившееся негодование и недовольство мусульман своими правителями. Поэтому папа Бенедикт должен прямо сказать исламским властителям: хватит манипулировать моими словами для сколачивания собственного политического капитала.

Костер, как полагают некоторые мусульманские журналисты, теперь несколько притушен. Но для того чтобы он снова возгорелся, будет достаточно одного неосторожного поступка или слова. Папе Римскому полагается знать, что он не только глава церкви, но – вольно или невольно – и политик, каждому слову которого уделяется особое внимание.

Что может произойти в будущем? Известный итальянский специалист по Ватикану Марко Политти придерживается следующего взгляда: «Случившееся может подтолкнуть исламский мир на путь реформ либо стать началом столкновения цивилизаций. Не исключено, что возможно и первое, и второе».

Нам же, со своей стороны, хотелось бы лишь заметить: время Крестовых походов навсегда и безвозвратно кануло в прошлое, и это необходимо как можно скорее понять и усвоить всем здравомыслящим людям, в том числе и папе Бенедикту XVI.


Петр ВАЛЕНТИНОВ

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика