ЯРОСЛАВСКАЯ ПРЯМАЯ

События конца сентября этого года в Ярославле получили – стараниями широкого круга федеральных и местных СМИ – всероссийскую известность. То ли это было эхо Кондопоги, порядком усиленное также при помощи прессы и телевидения, то ли кто-то накануне визита Президента России Владимира Путина в Ярославль попытался подорвать репутацию губернатора Ярославской области Анатолия Лисицына, всегда гордившегося стабильностью региона в национальных и религиозных вопросах.

Как вы помните, тогда были совершены две попытки поджога Соборной мечети в Ярославле: в первый день священного для мусульман месяца Рамадан и еще один раз – через несколько дней. Молодые злоумышленники – студенты местных техникумов – гуляли на свободе меньше недели: сотрудники Ярославского УВД решительными и профессиональными действиями окончательно разрядили обстановку, задержав подозреваемых в совершении нападения.

Ожидая и получив поддержку и защиту у областной и городской власти, руководители мусульманской общины Ярославля в первые же дни и часы услышали и прочитали слова поддержки от представителей других конфессий, представленных в древнем городе во всем многообразии. Прокладывая маршруты ответных дружественных визитов, ярославские мусульмане немало подивились ранее не замеченному обстоятельству: практически на одной прямой оказались расположены храмы сразу четырех конфессий.

Непреднамеренность этого открытия побудила имама Ярославской Соборной мечети Рустама-хазрата Батрова и председателя областного отделения Ассоциации народов России Нур-Эла Хасиева обратиться к губернатору Ярославской области о содействии в том, чтобы это направление называлось улицей Согласия. 23 октября, на праздновании Уразы-Байрам, мусульмане получили поддержку своей инициативы со стороны Анатолия Лисицына.

А в преддверии Дня народного единства в муниципалитете города Ярославля идею улицы Согласия поддержал руководитель фракции «Новый город» депутат Евгений Урлашов.

– Евгений Робертович, у меня в сентябре, да и многих жителей Ярославля сложилось впечатление, что наш город просто пытаются включить в неизвестно кем составленный перечень населенных пунктов, где должны быть любой ценой зафиксированы проявления межнациональной и межрегиональной розни.

– Традиции Ярославля совершенно не таковы. В городе, который считают родным представители почти 90 национальностей, все последние годы в этом отношении царил мир, который нельзя назвать хрупким. Ярославль – это и сложившийся мультиконфессиональный центр, где только зарегистрированных религиозных объединений – полтора десятка. Тщательно продуманная, взвешенная политика областных и городских властей давно нашла у них поддержку и понимание. Не случайно после сентябрьских ночных безобразий представители самых многочисленных конфессий – православные и правоверные – распространили совместное заявление: «Целью этих хулиганских действий является формирование в общественном сознании иллюзии религиозного противостояния между христианами и мусульманами в Ярославле», – с такими словами обратились к верующим глава Ярославской епархии архиепископ Кирилл и имам-хатыб соборной мечети Рустам-хазрат Батров.

Поэтому, когда свастики и прочую «наскальную» живопись замазали, вставили окна, подкрасили стены, посетовав, насколько жалким должен быть человек, чтобы кидаться на Божий храм, выяснилось, что эти самые события могут послужить толчком в развитии межрелигиозных и межэтнических отношений в нашем почти 1000-летнем городе. Причем именно в рамках подготовки к 1000-летию.

– Четыре храма на одной прямой – так ли это?

– На самом деле их даже пять. Два православных храма (ул. Чайковского, 1), иудейская синагога (ул. Чайковского, 54), лютеранская кирха (ул. Чайковского, 20) и мусульманская мечеть (ул. Победы, 20). Улицы разные, но на карте – прямая. Мы сейчас продумываем и градостроительные возможности их соединения настоящей прямой.

– Евгений Робертович, каково отношение представителей немусульманских конфессий к оформлению исторически сложившегося феномена «ярославской прямой» в «Улицу Согласия»?

– Или «Улицу Дружбы народов»…Суть не в названии. Что же касается представителей немусульманских конфессий, сам я – православного вероисповедания. Насколько мне известно, Еврейская (Иудаистская) и Евангелическо-лютеранская община поддержали эту идею практически сразу. Конечно, сейчас крайне важна конструктивная позиция Русской Православной церкви, без поддержки которой осуществить проект будет значительно труднее. Но будем надеться, что переговоры, которые сейчас ведутся руководителями религиозных общин, завершатся решением, которое устроит всех.

– Ярославль – город уникальной православной храмовой архитектуры, традиционно обуславливающей направления туристических маршрутов.

– Это так, но следует признать, что в этом он не одинок. Таковы «гостевые тропы» и Владимира, и Суздаля, и Углича, и других древних русских городов. Улица Согласия – это и новый уникальный туристический маршрут, который как бы рождается сам, не при этом меняя исторический облик города. Традиционное ярославское начало, на мой взгляд, только выиграет от необычности сравнения. Кроме того, улица Согласия не только феномен добрососедского межконфессионального сосуществования, аналоги которого в других городах, лично мне неизвестны. Это и архитектурный феномен, который подчеркивает разнообразие культур, которые на протяжении всей 1000-летней истории формировали облик Ярославля.

Направление улицы Согласия позволит выйти, наконец из вечного «Бермудского треугольника» туристической зоны Ярославля, образованного слиянием двух рек: Волги и Которосли, – и, приблизительно, улицами Комсомольской и Ушинского.

От набережной реки Которосль путь наверх по новому маршруту – а путешествующим от начала улицы Чайковского приходится идти в гору – как раз открывается ансамблем, в состав которого входят православные церкви 60-80-х годов XVII века Николы Мокрого (ярославской школы церковного зодчества) и зимняя церковь Тихвинской Богоматери (архангельской).

В одном квартале с ними располагается другой, более ранний памятник истории – дом Иванова, который был свидетелем Смутного времени, с которым связан эпизод столичного статуса Ярославля.

Далее вверх по улице Чайковского размещается аллея, посвященная 30-летия Победы – еще один символ единения представителей разных народов и религий, пускай и перед лицом внешней угрозы. Рядом с аллеей – дом-музей великого белорусского поэта Богдановича. Сразу же за ней, на пересечении с улицей Свободы...

– Еще один символ? Согласие, пересекающее Свободу…

– Пожалуй. Так вот, там расположен еще один ансамбль православных церквей, составлявших до недавнего времени комплекс зданий трамвайно-троллейбусного управления. Мы пока не включили их в общую линию, поскольку работы по восстановлению их храмового назначения еще даже не начались. А ведь когда-то это было, если судить по сохранившимся фотографиям, одно из красивейших мест этой части города. Ровно через квартал – здание синагоги (1916 – 24 годов постройки), которую в послеперестроечные годы тоже, к сожалению, не обошли своим вниманием современные вандалы. А еще через квартал – лютеранская кирха.

– И областная научная библиотека имени Некрасова, тоже своего рода светский храм?

– Да, храм Науки. И примыкает к ней Бутусовский парк, который тоже можно привести в порядок и превратить в площадку для проведения национальных праздников и других торжеств. Он мог бы стать своеобразным «центром тяжести» нового маршрута.

Улица Чайковского как будто самой судьбой предназначена для целей береженого хранения культуры, ведь ее пересекают улицы, названные в честь Салтыкова-Щедрина, Пушкина, Некрасова. Обеспечив выход к зданию Соборной мечети – продолжив географическую прямую архитектурной, мы завершим маршрут. Хотя направление движения может быть и в обратную сторону: сверху вниз.

На словах, как говорится, плохо видно, но мы уже готовим эскизный проект нового облика улицы Чайковского, и проект ее продолжения.

– Противники у проекта есть? Ряд городских чиновников и областных СМИ уже встали на защиту памяти Чайковского.

– Мы и не предлагали переименовать улицу Чайковского, и Петр Ильич здесь совершенно не причем. Выступившие в его защиту, скорее всего, не против идеи улицы Согласия, просто по разным причинам кому-то невыгодно поддерживать нас, а кому-то – губернатора Лисицына. Это политика. Назвать можно и по-другому: «линия», «маршрут», «направление» или «путь Согласия», – как я уже говорил, суть не в названии. Это должны решать жители города. Переименование улицы на самом деле дело дорогое и ненужное. Изменения в адресном плане города повлекут за собой почтовые неприятности, перерегистрацию граждан по месту жительства и организаций по месту нахождения.

– Проект получится дорогой?

– Как раз наоборот. Это проект скорее социальный и культурный. Он не потребует финансов больших, чем те, что и так были бы вложены в обычное благоустройство улицы Чайковского и прилегающего парка. Но при этом по своей значимости он соответствует масштабу 1000-летия Ярославля и достоин того, чтобы быть представленным гостям юбилея. Его осуществление, я уверен, можно профинансировать как за счет средств областного и городского бюджетов, так и за счет частных пожертвований и мы уверены, что они будут.

В титульный день улицы Согласия, который определят религиозные общины, раз в году, по

пути Согласия может проходить совместное шествие представителей различных конфессий.

Это, безусловно, получит, если не международный, то уж, во всяком случае, всероссийский резонанс. Это увеличит приток туристов в город, т.е. экономический эффект проектом предусматривается. Специалисты подсчитают.

Кроме того, проект послужит мощным орудием опережающей политики предупреждения, а не преодоления уже разгоревшихся межнациональных конфликтов или иных проявлений экстремизма. И эта задача, пожалуй, важнее и дороже развития туризма.

– Религия, культура, экономика и борьба с экстремизмом, и все на одной прямой.

– Все в этом мире связано. Если верующий не имеет уважения к представителям других конфессий и не относится к ним с веротерпимостью, он не сможет донести до общества свою точку зрения, и не вправе требовать этого от общества по отношению к себе. Православные, иудеи, лютеране и мусульмане Ярославля, расположившие свои храмы на коротком отрезке прямой, не опасаясь друг друга, дали нашим горожанам редкий в современном обществе пример уважительного отношения к людям иного образа и строя мысли. А сфера экономики в числе первых выявила прагматическую функцию толерантности, позволяющую соблюсти баланс интересов конкурирующих сторон. Всем известно, что любые проявления нетерпимости или даже неготовности к толерантности в процессе, например, коммерческих переговоров ведут к неудаче.

Беседовал Петр СТРЯХИЛЕВ, ИА «ЯРНОВОСТИ»

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика