ДЕЛО - ТРУБА

pict984
Вашингтон поможет России диверсифицировать источники энергоресурсов для Европы


Владимир Путин задался целью помочь Европе диверсифицировать источники получения энергоносителей. Об этом он публично заявил в Афинах, комментируя подписанные соглашения между Россией, Болгарией и Грецией о строительстве трубопровода, который соединит болгарское черноморское побережье с греческим побережьем Эгейского моря. Нитка, протяженностью около 300 км и мощностью 35−50 млн тонн в год позволит на первом этапе прокачивать 15 млн т нефти, затем – 35 млн с перспективой расширения до 50 млн т.

Несмотря на объявленные экономические перспективы, специалисты характеризуют этот проект больше как политический. Недаром большинство комментариев, так или иначе, затрагивают давнюю проблему турецких проливов Босфор и Дарданеллы, 200 лет не дававшую спокойно спать империалистам из разных стран. Старые стереотипы во многом вынудили российских идеологов обходного трубопровода отказаться от более короткого и экономически выгодного варианта его прокладки по западной оконечности Турции (Кыйкией—Ибригхаба). Да и путь через проливы куда удобнее – из Новороссийска танкер может доставить товар прямо к месту назначения. Проливы имеют международный статус, турецкие власти могут только взимать сбор за проход, рассчитанный исходя из тоннажа судна, – не важно, нефть везут или песок. За транзит же по суше России придется платить – Путин уже пообещал Болгарии и Греции «десятки миллионов долларов» ежегодно.

«Наряду с экономической составляющей проекта трубопровода Бургас-Александруполис, его наличие еще более политизирует ситуацию в регионе. Мы можем лицезреть определенный водораздел, – считает известный азербайджанский экономист Инглаб Ахмедов. – С одной стороны, существует большой интерес Европы как потребителя энергоресурсов и к транскаспийскому бассейну без участия России. С другой стороны, существует уже трубопровод Бургас-Александруполис, как реальная альтернатива БТД (Баку-Тбилиси-Джейхан). В этой связи возрастает роль казахстанской нефти, которой и планируют заполнять БТД. Поэтому, многое ныне будет зависеть от политики самой России по доставке углеводородов в Европу и общее геополитическое будущее отношений России с Европой и странами Евросоюза».

Исходя из этого, утверждает Ахмедов, не стоит оценивать и сравнивать степень конкурентоспособности трубопроводов Баку-Тбилиси-Джейхан и трубопровода Бургас-Александруполис только с экономической точки зрения. Определяющее значение в этом вопросе будет иметь отношение мира к этим проектам.

Что касается отношения мира, то здесь у России могут возникнуть определенные проблемы. Одна из них связана с тем, что помочь Путину в деле диверсификации источников энергоресурсов для Европы взялись Соединенные Штаты.

Так, буквально на следующий день после подписания соглашения о строительстве нефтепровода на Балканах заместитель госсекретаря США по делам Европы и Евразии Дэниел Фрид заявил, что США будут продолжать работу по созданию в Евразии системы газопроводов, альтернативной сетям российского «Газпрома». Инициативу Америки могут поддержать среднеазиатские производители энергоносителей, предупреждают эксперты. Новое заявление о строительстве альтернативных трубо­проводов приветствовали и европейские потребители. Выступая в конгрессе, Дэниел Фрид сообщил о конкретных планах по созданию «южного коридора». В частности, он сказал: «По мере того, как эти газовые проекты будут развиваться, они станут «южным коридором» инфраструктуры, которые предложат честную и прозрачную конкуренцию массированной сети газопроводов «Газпрома», которая имеется и расширяется в Северной Европе».

Причем, по словам американского чиновника, центром данных «стратегических усилий» станет именно Турция, против которой фактически и договорились дружить Москва, София и Афины.

Фрид напомнил, что при содействии США уже построен и действует нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который вступил в строй в июле 2006 года и за несколько лет «достигнет пропускной мощности в один миллион баррелей нефти в сутки». В самое ближайшее время заработает «сопутствующий газопровод» Баку-Тбилиси-Эрзурум, по которому в Турцию пойдет азербайджанский природный газ, – сказал дипломат.

Среди других проектов он назвал нефтепровод Самсун-Джейхан в обход Босфорского пролива для переброски нефти с черноморского побережья Турции в средиземноморский порт Джейхан. «Этот конкретный проект, возможно, уже готов стать коммерчески привлекательным», – сказал заместитель госсекретаря.

В планы американцев также входит расширение БТЭ через подключение к этой магистрали транскаспийского трубо­провода, поставляющего газ из Казахстана и Туркмении. Кроме того, Вашингтон, дипломатично поддержав проект Бургас-Александруполис как способ диверсификации нефтяного экспорта в страны ЕС, тут же призвал Афины принять участие в строительстве газопровода, соединяющего Турцию и Италию, по которому в Европу пойдет иранский, туркменский и азербайджанский газ.

Таким образом, задача диверсификации источников энергии для Европы, о которой говорил Владимир Путин в Афинах, равно как и обеспечение энергетической и экономической безопасности Греции и Болгарии обещает быть успешно решенной. А что получит Россия кроме удовлетворения своих политических амбиций в отношении далеко уже не враждебной Турции? Скорее всего, не так уж и много.


Рустам АДИУЛЛИН

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика