АБДУЛЛА СТЕПАНЕНКО ВЫШЕЛ НА СВОБОДУ. ПОСЛЕДУЮТ ЛИ ПРОДОЛЖЕНИЯ?

12117
Русский имам Абдулла (Антон) Степаненко вышел на свободу. В День рождения Пророка (мир ему), после оглашения резулятивной части приговора, он был отпущен из-под стражи в зале суда. Сразу после этого Абдулла отправился в мечеть, в которой он является имамом, и совершил вместе с прихожанами, как и прежде, коллективный пятничный намаз.



Пробывший более года в следственном изоляторе Абдулла Степаненко и находившийся под подпиской о невыезде его друг Андрей Грудин получили незначительные условные сроки наказания. Это, учитывая сложность дела и многочисленные окружающие его негативные обстоятельства, можно однозначно рассматривать как победу, имеющую серьезное значение для развития российской уммы.

За год, что длился суд, Абдулла стал знаковой героической фигурой для мусульман страны. Каждым днем своего пребывания за решеткой по сфабрикованному делу он давал пример глубокой веры, достоинства, твердости в отстаивании своих принципов и стремления к справедливости.

Осознание своей правоты позволило Абдулле выстоять. Он показал, что сломать и лишить подлинной свободы человека, нашедшего истину, уже ни за что нельзя. Даже в заключении Абдулла продолжал даваат (религиозный призыв), приведя в Ислам несколько человек. Он показал ту модель поведения, в которой остро нуждаются современные мусульмане.

Абдулла Степаненко – это настоящий имам, которых в России, к сожалению, сегодня совсем не много. То, что с ним произошло, то, как он достойно перенес испытания, имеет сегодня колоссальное значение для мусульман нашей страны. Этот пример усердия, жертвенности и терпения на пути Аллаха будет питать российскую умму так необходимым ей сейчас настоящим исламских духом.

Абдулла Степаненко (1980 г.р.), уроженец Хабаровска, принял Ислам в 1997 г. С 2004 г. он является имамом пятигорской мечети. Абдулла известен в городе как грамотный, внимательный к проблемам прихожан, пользующийся авторитетом у верующих имам. Он также зарекомендовал себя как конструктивно настроенный проповедник, который постоянно подчеркивал недопустимость любых крайностей.

Между тем, 26 января 2006 г. Степаненко был арестован на основании заявления состоящего на учете в психиатрическом диспансере подростка Бориса Мартынова, утверждающего, что летом 2004 г. по указанию Абдуллы его насильно удерживали, вымогая у него и еще двух пострадавших деньги. Степаненко был задержан в мечети, куда он прибыл из больницы, отпросившись у врачей, для проведения урока.

После ареста Степаненко прокуратура и РУБОП г. Пятигорска активно производили сбор доказательств его «экстремистской» деятельности, в т. ч. оказывая давление на возможных свидетелей. В итоге, Степаненко было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных статьями 127 ч. 2 («Незаконное лишение свободы»), 163 ч. 2 («Вымогательство»), 282 ч. 1 («Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды») УК РФ.

В последствии защитой было юридически доказано, что в следственном изоляторе Степаненко подвергался давлению и избиениям со стороны сотрудников правоохранительных органов. В ходе судебного процесса потерпевшие Борис Мартынов, Тимофей Панасюк и Наиль Каратаев также признались в том, что они оговорили Степаненко под давлением следователя Пятигорской городской прокуратуры Дмитрия Дериглазова. После этого сам Степаненко рассказал на процессе о новых избиениях и физических издевательствах, которым он подвергается в следственном изоляторе.

Дело «русского имама» вызвало большой резонанс. За него заступились все три официальные централизованные мусульманские структуры страны. Пример Абдуллы был основным в Открытом письме Президенту РФ исламской общественности страны.

В результате после оглашения приговора Антон Степаненко был освобожден из-под стражи в зале суда. Пробывший более года в следственном изоляторе Абдулла и находившийся под подпиской о невыезде Андрей Грудин получили незначительные условные сроки наказания – год и два соответственно.

Примечательно, что под конец процесса обвинение уже не пыталось, как это было первоначально, осудить его за возбуждение национальной и религиозной ненависти (ч.1 ст.282 УК РФ). Абсурдность этого была доказана защитой. Статьи же о вымогательстве (пп. "а", "в" ч.2 ст.163 УК РФ) и незаконном лишении свободы (пп. "а", "ж" ч.2 ст.127 УК РФ) были переквалифицированы на гораздо более мягкую ст.330 (самоуправство). Это беспрецедентный случай.

В Совете муфтиев России приветствовали освобождение имама пятигорской мечети. «Справедливость восторжествовала – освобожден Абдулла Степаненко. Мусульмане воздают хвалу Всевышнему за торжество справедливости», – говорится в сообщении, размещенном на официальном сайте Совета муфтиев.

После освобождения Абдулла Степаненко, несмотря на уговоры родных и близких, ссылавшихся на его плохое самочувствие и необходимость срочной госпитализации, отправился в свою мечеть на джума-намаз (пятничная коллективная молитва является обязательной для мусульманина). Прихожане с восторгом встретили своего имама, разделив с ним радость освобождения.

Исход дела «русского имама» ставит несколько важных вопросов перед мусульманами России, обществом и властью.

Прежде всего, приобретают серьезную обоснованность сомнения относительно состоятельности других дел по т. н. «исламскому экстремизму». Не исключено, что в случае внимательного отношения к ним общественности, как это было в случае Степаненко, обеспечивающего открытое и справедливое судебное разбирательство, обвиняемые также выйдут на свободу.

Дело Степаненко показало, что презумпция виновности в отношении исламских активистов, ставшая в России стереотипом мышления, дает сбои. Сегодня, когда речь заходит о процессе в отношении мусульман, практически все, даже не вдаваясь в подробности, исходят из того, что, мол, «дыма без огня не бывает». Однако консолидированная позиция приверженцев Ислама страны, гражданских и официальных структур, участие правозащитников и общественности дает возможность добиваться хоть какой-то справедливости.

Тут уместно поблагодарить всех тех, кто не побоялся и поставил свою подпись под Открытым письмом мусульманской общественности Президенту, ставшему, по всей видимости, последним важным моментом, позволившим добиться освобождения «русского имама»; кто все это время выступал в поддержку Абдуллы Степаненко; наконец, всех тех, кто жертвовал для этого своим временем, силами и средствами.

Это первая победа мусульман такого рода не должна стать последней. Успех надо развивать и укреплять. К сожалению, сегодня в России Абдулла – далеко не единственный узник совести из числа мусульман.

По словам Рихарда Пантелейчука, правозащитника, главы центра «Ковчег», занимавшегося делом Степаненко, его случай имеет «грандиозное значение» для перспектив справедливого рассмотрения дел других исламских активистов, и в целом отстаивания прав мусульман в России. «Антон доказал, что он не виновен. Он вынудил суд, правда, с кислой миной, но признать такое положение вещей. Это первая победа подобного рода», – прокомментировал Пантелейчук Ислам.Ру исход процесса.

Дело «русского имама» внушает надежду, прежде всего, на справедливое решение в процессе против книг Саида Нурси. В случае победы, отметил Пантелейчук, в решении проблемы преследования мусульман в стране может наступить качественный перелом.

Абдулла Ринат Мухаметов
islam.ru

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика