ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ

carte400-english-2

Один из последних номеров журнала «Политический класс» был посвящен проблемам русского национализма. Среди опубликованных статей, как представляется, особого внимания заслуживает статья кандидата философских наук, руководителя Центра динамического консерватизма Виталия Аверьянова «Идентичность России: «иудеохристианство» или «хрислам»? В этой статье, в частности, указывается:



«В последнее время, особенно в связи с новым обострением ближневосточного кризиса, в российском обществе громче, чем обычно, стали раздаваться призывы о необходимости солидаризоваться в конфликте с одной из сторон – сделать «окончательный» выбор. Или Россия с «передовой» цивилизацией против международного терроризма и стоящей за ним цивилизацией исламской, или наоборот. Сам факт вписываемости России в «иудеохристианскую цивилизацию» у ее апологетов сомнений, похоже, не вызывает. Кстати, и их противники не сомневаются в том, что Россия – страна, скорее, христианско-исламская.

Козырь «иудеохристиан» отрицательный, их аргументация ищет основания в исламофобии обывателя, мыслящего телевизионными образами, или же в концепции о неизбежной борьбе цивилизаций. В российских условиях этот козырь сводится к чеченской войне и вызванному ею терроризму, который, по уверениям «иудеохристиан», на одно лицо с терроризмом палестинским. И если палестинские арабы непосредственно с Россией не воюют, будучи поглощены своей ненавистью к Израилю, то это, дескать, случайность. При этом игнорируется колоссальный исторический потенциал взаимных симпатий Российского государства и ближневосточных арабов – эти симпатии не ограничиваются временами геополитических игр Советского Союза, а уходят своими корнями в более далекое прошлое.

Козырь исламофилов – положительный. Он сводится к многовековому сосуществованию и содружеству мусульман и немусульман в России. Исламофилы утверждают, что нужно видеть разницу между традиционным исламом и джихадизмом, между миролюбивым созидательным религиозным настроем российской уммы и происками агрессивных сект и направлений. Любопытно и другое: иудеохристиане исходят из некоей несамостоятельности России, ее вторичности по отношению к «цивилизованному миру». Исламофилы в данном случае настаивают на своеобразии России. /…/

Исламский фактор и раньше рассматривался, и теперь рассматривается подрывными силами как ключевой инструмент для дестабилизации России. Этот подход связан, в частности, с именем Бернарда Льюиса, известного своей концепцией «полумесяца нестабильности» на границах России /в бывших республиках СССР/. Поэтому неуправляемый изнутри поток исламского радикализма, проникший в Россию в 90-е годы, вряд ли следует считать чем-то случайным. Отсутствие же внятного государственного подхода в религиозной сфере рано или поздно приведет к коллапсу России.

Когда в 1943 году Сталин принял решение о либерализации в отношении православия, это аналогичным образом отразилось и на духовных управлениях и училищах мусульман. В 60 – 70-е годы ислам и христианство вновь подверглись гонениям. Последствия атеизма и богоборчества нанесли российской умме не меньше, а во многом даже большие травмы, чем Русской православной церкви. Сегодня это означает, что традиционным религиям России следует сообща подниматься из руин безбожия. Не противодействовать друг другу в развитии проповеди, введении основ религиозного образования, а, напротив, помогать. Кроме того, особенность нашей эпохи делает настоятельно необходимым не просто религиозное образование по желанию учеников и студентов, но и обязательное образование, включающее в себя определенный набор знаний как о своей религии, так и о религиозных убеждениях сограждан. Помимо курса «Основ православной культуры», так яростно отрицаемого псевдомусульманами и либеральными критиками, сегодня как воздух всем гражданам России необходимы и знания о традиционном исламе. Не отсекать и минимизировать религиозное образование, а наращивать и восполнять его, пока оно не достигнет уровня нормы, – вот единственно правильный путь. В противном случае русофобия и исламофобия разовьются до крайне опасных размеров.

Антиисламская волна и ее родная сестра – волна агрессивного псевдоислама, пытающегося втянуть российских мусульман в противостояние со своими согражданами – представителями других религий, объективно способствуют размыванию нашей национально-государственной идентичности, обесцениваю ее традиционных преимуществ. Две эти волны представляют собой два противоположных политических вектора, навязывающих России позицию несамостоятельности, зависимости, узаконивают чувство слабости и необходимости «прислониться» к внешнему суверену. Национальные интересы России состоят в том, чтобы уклониться от участия в схватке цивилизаций и повести курс на закрепление цивилизационной уникальности России. Ни ислам, ни православие не угрожают идентичности России, ей угрожают негативистские идеологии».

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика