Мусульмане на крайнем севере

Мечеть Норильска

Дед Мукума Сидикова покинул Норильск после того, как ему удалось выжить в сталинских трудовых лагерях. Сам Сидиков, оберегающий ныне самую северную мечеть в мире, пошел по стопам своего деда в поисках хорошо оплачиваемой работы на Севере.


nurd-kamal-mosque-in-norilsk-russia-1

Сейчас, по его оценкам, в Норильске проживают около 50 000 мусульман – около одной четверти общего населения региона, насчитывающего примерно 210 тысяч человек. В основном, это азербайджанцы и выходцы из Дагестана, занятые в торговле или на строительных работах. Но из-за того, что зарплата мало чем отличается в лучшую сторону от прочих мест, мусульмане, по словам Сидикова, перестали прибывать сюда.


«Население уменьшается. Люди уезжают», – говорит 40-летний Сидиков, этнический узбек, родившийся и выросший в Киргизии.


Мечеть Нурд Камаль находится на окраине современного Норильска, где температура нередко опускается до минус 50 градусов по Цельсию. Полярные ветры раскачивают золотую крышу, плотно покрываемую снегом зимой.


«Люди работают за копейки. Они приезжают сюда и теряют здесь свое здоровье.. Каждый второй – болен», – говорит Сидиков.


Первый металлоплавильный комбинат Норильска был построен узниками ГУЛАГа в 30-х годах прошлого столетия, и сегодня еще три его завода продолжают заволакивать своим зеленовато-желтым дымом окрестности этого города. В прошлом году Норильск был назван в числе десяти наиболее загрязненных мест мира независимыми экспертами по охране окружающей среды.


Насчитывается около 20 миллионов мусульман в России, т.е., около 14 процентов всего населения. Выходцы из Центральной Азии и дагестанцы, как правило, сунниты, в то время как азербайджанцы, по-видимому, шииты. Между ними не замечено никакого антагонизма в Норильске, и многие мусульмане из бывшего Советского Союза не слишком строго придерживаются норм ислама.


«Есть много мусульман, но лишь некоторые из них приходят в мечеть. Они работают весь день и слишком устают к вечеру», – объясняет Сидиков.


Мечеть, открытая в 1998 году, была построена Митхадом Бикмеевым, этническим татарином и уроженцем Норильска, проживающим ныне в черноморском городе Сочи. Он назвал эту мечеть в честь своих родителей и заплатит за ее ремонт в текущем году.


Тщательно выбритый и носящий зеленую тюбетейку Сидиков приехал сюда из киргизского города Ош в поисках работы. Он проходил службу в советской армии в Москве и жил в двух других сибирских городах прежде, чем приехать в Норильск семь лет тому назад.


Высокие зарплаты относительно других областей страны привлекали рабочих из всего Советского Союза в Норильск одновременно с тем, как увеличивалось число заводов и шахт этого города.


Сидиков говорит, что средняя месячная зарплата от 25 000 до 30 000 рублей /960 долл. до 1. 155долл./ больше не является достаточной для относительно нормального существования. Не только мусульмане уезжают: население Норильска уменьшается в среднем на 5 000 человек ежегодно.


Хотя «Норильск Никель» и покидающий его шеф Михаил Прохоров обнародовали план о сохранении квалифицированных рабочих и привлечении новых рабочих кадров, Сидиков отмечает, что ничего не делается для того, чтобы помочь мусульманам.


В то же время мусульмане Норильска, по его словам, хорошо интегрированы в местное общество и практически не страдают от какой-либо дискриминации. Сидиков держит мечеть открытой до поздней ночи для всех тех, кто желает изучать Коран. Около 500-600 человек обычно бывают на пятничных молитвах. «Мусульмане должны приходить в мечеть, по крайней мере, раз в неделю, – замечает Сидиков. – Здесь у нас этого не наблюдается».


Робин Пакстон


(перевод)

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика