Суд над богословскими книгами продолжается

11774
Состоявшееся 27 апреля заседание суда не внесло кардинальных изменений в ход слушаний дела о признании сочинений Саида Нурси экстремистской литературой, и на завтрашнем закрытом заседании суд может вынести окончательный вердикт о запрете книг известного богослова.


Трудно поверить, что в безобидных трактатах о природе деятели прокуратуры усмотрели угрозу психическому здоровью граждан и увидели потенциальную опасность разжигания в стране межрелигиозной вражды. Уже девятый год прокуратура ищет повод для запрета сочинений турецкого автора. И, судя по тому, с какими нарушениями ведется судебный процесс, прокуратура намерена во чтобы то ни стало запретить сочинения богослова.

В России книги Саида Нурси читают на протяжении пятнадцати лет. В мире его произведения известны уже около ста лет. За это время были изданы десятки миллионов экземпляров на сорока языках мира. Ни в одной стране ни разу не было зафиксировано со стороны читателей каких-либо действий, подрывающих общественный порядок и согласие.

Не понятно, как можно считать книгу экстремистской, если, читая ее, люди не становятся экстремистами? И это показывает нам ни месяц и ни год, а столетия! Но эксперты, написавшие отрицательное заключение, видимо исходят из собственных далеких от реальности соображений.

Например, есть претензии к русскоязычному переводу. Но недавно в адрес автора книги пришло письмо благодарности от заместителя начальника одной из тюрем Иркутской области. В письме говорится, что заключенные, читая эти книги, встали на путь исправления, и тюремные начальники больше не видят смысла держать их дальше и ходатайствуют об их досрочном освобождении.

Казалось бы польза этих книг для общества очевидна. Однако прокуратура усмотрела в книгах опасность. Обвинение выдвинуто по 282 статье ч. 1 УК РФ (о разжигании религиозной и расовой вражды и розни).

Нынешнее дело уже третье. Первое было возбуждено в Екатеринбурге в 1999 году. Была изъята литература и назначена экспертная проверка. Но специалисты, представившие свои заключения, не пришли к единому мнению. Некоторые дали отрицательную оценку, другие утверждали, что суть учения Саида Нурси положительная и никакой агрессии не несет. По закону, если оценка экспертная расходится, дело должно быть закрыто.

Но как только было закрыто это дело, новое дело было открыто в Омске в 2004 году. Были изъяты 4 тыс. экземпляров книги «Плоды веры», напечатанной на законном основании. Назначенные для новой проверки эксперты также не смогли прийти к единому мнению. Эксперты из Москвы и Татарстана дали положительные рецензии. Единственное отрицательное заключение представил эксперт из Омска, однако на прениях он полностью оказался от представленного заключения, подтвердив отсутствие в книгах Саида Нурси призыва к экстремизму.

Кроме того, на суде было доказано, что обвиняемому, у которого была изъята литература, была подкинута взрывчатка. Но, что стало уже обычным явлением, люди, подкинувшие взрывчатку, не понесли никакого наказания.

По ст. 222 УК РФ обвиняемый Исабаев Д.Ш. был оправдан за непричастностью к совершению преступления. В кассационном определении Омского областного суда по делу Д. Исабаева сказано: «Сам факт обнаружения взрывчатки, с учетом всех предшествующих событий на 5-м часу тщательного обыска в столь доступном и открытом месте как обувная полка, позволил защите с достаточной степенью убедительности отстаивать позицию фальсификации доказательств и по этому обвинению».

Нынешнее третье дело было возбуждено 28 марта 2005 года в Татарстане также по статье о разжигании межконфессиональной, религиозной и расовой вражды и розни). За год пока длилось следствие, прокуратура не смогла найти состава преступления. Но вместо того, чтобы поставить точку, по заявлению прокурора республики Татарстан К.Ф. Амирова дело о признании книг Саида Нурси экстремисткой литературой было направлено в Коптевский районный суд САО г. Москвы. На основании этого заявления 8 августа прошлого года было возбуждено гражданское дело, которое продолжается до сих пор.

Похоже установка на запрет богословской литературы взяла верх над объективным судебным процессом.

Во-первых, слушания проходят в закрытом режиме. Хотя закрытым было сделано предыдущее уже прекращенное судебное разбирательство, гриф секретности так и не был снят, хотя оснований для этого не имеется. То, что дело не было закрыто, а только приостановлено – тоже нарушение закона. Показательно и то, что все ходатайства адвоката сделать весьма важный для мусульманского сообщества России судебный процесс открытым судьей Митюшовым С.В. были отклонены. Как были отклонены и ходатайства о назначении религиоведческой экспертизы.

С началом нового гражданского дела встал вопрос о назначении нового экспертного совета. В его состав вошли выдвинутые прокуратурой психологи и психолингвисты. Адвокат С.А. Сычев обжаловал это решение, утверждая, что по религиозной литературе заключение должны делать религиоведы. Жалоба должна была рассматриваться в кассационном суде. Слушания были назначены на 26 декабря 2006 года, в тот же день, когда адвокат вел уголовное дело в Пятигорске. Несмотря на то, что суд был уведомлен за два дня срочной телеграммой, слушания гражданского дела не были перенесены, как положено по закону. Без уведомления стороны защиты, как и Совета муфтиев, который выступал третьей стороной, судья утвердил новый состав экспертов, куда не вошли религиоведы.

Все доводы защиты и приобщаемые к делу документы и экспертные заключения попросту игнорируются.

В пользу безосновательности обвинений высказался председатель СМ России Р. Гайнутдин, подчеркнув, что эксперты «являются некомпетентными в исследуемом материале». На 35 страницах Научно-экспертная комиссия при Совете муфтиев России подробно разобрала выводы психолингвистической экспертизы, опровергнув наличие в книгах С. Нурси «пропаганды, призывающей к ущемлению в правах иноверцев или атеистов», и то, что книги Саида Нурси призывают к экстремистской деятельности.
Схожая оценка сделана в заявлении Центрального духовного управления мусульман России.

В письме из Министерства Внутренних дел Турции подчеркивается, что эти книги не считаются в Турции экстремистской литературой.

Как отмечается в официальном письме Организации Исламская конференция (ОИК), в произведениях «не встречаются выражения, которые можно было принять за оскорбление и проявление враждебности в отношении религии, отличной от ислама».

Международный исламский университет Малайзии назвал Саида Нурси человеком мысли, любви, мира, рациональности и диалога. «Его идеи очень далеки от какого бы то ни было экстремизма. Наоборот он рационально доказывает ложность идей тех, кто жаждет уничтожения человеческой ценности и достоинства. Однажды он сказал, что нет ничего более заслуживающего любви, чем любовь», – говорится в письме ОИК.

В заключении профессора университета Аль-Азхар доктора Абдуль-Рахима сказано, что книги С. Нурси носят просветительский характер, учат вере. Верующий человек, понимающий, что его ждет спрос за все дела, которые он совершает в этом мире, не будет делать никому зла.

На последнем слушании к делу были приобщены заключения доктора политических наук, ректора Российского исламского университета Рафика Мухаметшина, заключение авторитетного российского востоковеда Леонида Сюкияйнена, а также ученых Сибирской академии наук.

Но, судя по тому, как развивается следствие, и эти приобщенные документы, как и выступления свидетелей защиты, не произвели на судей никакого эффекта.

Запрет сочинений С. Нурси будет иметь страшные последствия. Это станет позором для России. Запрет книг известного во всем мире ученого богослова, фактически будет означать запрет ¼ части исламского богословского наследия. В результате этого решения мусульмане России лишатся огромной части своей просветительской литературы.

Многие наблюдатели считают, что отрицательное решение суда всего лишь первый этап разворачиваемой антиисламской кампании. За этим решением могут последовать репрессии в отношении самих мусульман. Результатом может стать разрушение судеб сотен людей.

Показательно, что в ходе всего следствия последовательно игнорировалось мнение как простых мусульман, так и авторитетных в России и во всем мире богословов.
В данный момент весь мир наблюдает за этим процессом, в том числе и в ОИК, в Международном университете Аль-Азхар, в странах, где десятки миллионов людей являются последователями духовного пути мусульманского мыслителя.

Кому выгодно такое развитие событий? Явно не тем, кто заботится об интересах России.

Как отметил муфтий Азиатской части России Нафигулла Аширов, «в случае запрета, учитывая, что в защиту этих книг выступили ученые всемирно известного университета Аль-Азхар, Министерства по делам ислама Турции, экспертного совета "Организации Исламская Конференция", где Россия является членом со статусом наблюдателя, а также всех Духовных центров мусульман России, последствия для нашей страны, могут быть весьма серьезными. Во-первых, пострадает имидж России во всем исламском мире, а также будут подставлены под удар усилия государства и президента РФ на международной арене. Во-вторых, учитывая, что книги считаются разрешенными во всех демократических странах, наша страна вновь предстанет в глазах цивилизованного мира неким "динозавром" застойного периода СССР».

«По сути, судебное решение о запрете сочинений С. Нурси станет неожиданным подарком для террористов, которые, спекулируя на подобном исходе дела, отдающего богоборчеством судебных органов по отношению к исламскому наследию, вероятно, пополнят свои ряды новыми рекрутами», – подчеркнул Н. Аширов.

Спасти ситуацию от такого поворота событий может только мобилизация общественности и широкий общественный резонанс.


Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика