Преодолеют ли в ЦБ РФ исламофобию

852234_20060507093457
Крупнейший казахстанский банк "ТуранАлем" (БТА) и Emirates Islamic Bank подписали меморандум о сотрудничестве, предполагающий развитие исламских финансов. Учитывая то, что в столице Татарстана также функционирует филиал казахстанского банка – "БТА Казань", можно ожидать, что в обозримом будущем россияне – как обычные граждане, так и бизнес-структуры, также смогут воспользоваться банковскими услугами, которые будут оказаны в соответствии с нормами исламского права.

Исламский банк работает так же, как и обычный банк, то есть его основная функция заключается в осуществлении финансовых операций и перераспределении капитала. Однако существуют и некоторых отличия, которые определяются и регулируются экономической концепцией, основанной на главных источниках исламского права – Коране и Сунне.

В соответствии с исламским законодательством, банки не могут заниматься ростовщичеством, то есть взимать проценты (араб. «риба») со своих кредиторов, не могут вести дел с партнёрами, не заключив с ними договора, не имеют права обогащаться, финансируя (даже косвенно) индустрию, связанную с азартными играми (араб. «майсир»). Они также не вправе финансировать производство и торговлю товарами, которые считаются запрещёнными (свинина, алкоголь и другие). Ещё одно существенное отличие исламского банка – участие не только в прибылях, но и в убытках клиента.

Кроме этого, в исламском законодательстве существуют положения, которые регулируют деятельность исламских банков, выступающих в роли финансовых посредников. Если обычный банк, при получении средств своих вкладчиков и последующей передаче их другим клиентам, назначает цену денег в форме ссудного процента, то исламский банк – вместо того, чтобы взимать проценты с вкладчиков, делит полученную кредитором прибыль сначала с ним, а потом со своими вкладчиками. Если предпринимательская деятельность кредитора не была успешной, то убытки также делятся между кредитором, банком и его вкладчиками.

Нельзя не сказать и о социокультурной функции, которая присуща исламским банкам. Будучи частью исламской модели экономического развития, банк создает «баланс между материальными и духовными началами, которые не находятся в конфликте между собой», подобно тому, как это происходит на Западе, а также «устанавливает равновесие между правами и обязанностями, что отсутствует в обычной экономике». Всё это делает исламские банки средством утверждения социальной справедливости в обществе.


Обобщая, можно утверждать, что деятельность исламских банков приносит реальную пользу всем заинтересованным сторонам, а, в конечном счете, и всему обществу.

Рассмотренные функции исламских банков говорят о том, что для большинства экономик современных развивающихся стран исламские банки являются более предпочтительными, чем традиционные, поскольку их деятельность более адекватные условиям развивающейся экономики. Следовательно, во многих странах Азии и Восточной Европы следует ожидать дальнейшего развития исламских банков.

В последнее время к услугам исламских банков прибегают не только мусульмане, но и такие крупные западные фирмы, как "Ай-Би-Эм", "Дженерал Моторс", "Алкатель", "Дэу". Со своей стороны, ведущие западные банки открывают у себя исламские подразделения ("АБН-Амро", "Сосьете Женераль", "Чейз Манхэттен", "Голдмэн Сакс", "Ай-Эн-Джи", "Но-мура Секьюритиз", "Джей Пи Морган" и целый ряд других). А "Ситибэнк" в июле 1997 г. учредил в Бахрейне дочерний "Сити Исла-мик Инвестмент Бэнк" с капиталом в 20 млн долл. Столь высокий интерес свидетельствуют о том, что существует большая, до сих пор не занятая ниша на рынке банковских услуг, которую исламским банкам занять гораздо проще, чем традиционным банкам.

Что же касается места исламских банков в будущей российской банковской системе, то это уже более сложный вопрос. Существуют проблемы, не позволяющие исламским банкам успешно функционировать и развиваться.

Основатель первого исламского банка в России Адалят Джабиев отмечает: «Основная проблема заключается в том, что деятельность исламских банков предполагает существование соответствующей среды, учитывающей исламские принципы. В ряде немусульманских странах существует нормативная база, регулирующая деятельность исламских банков. Препятствием на пути к образованию подобных структур в России являются российское законодательство, в частности, отдельные положения Гражданского кодекса, закон о банках и банковской деятельности, а также множество положений и инструкций ЦБ РФ, которые не только регулируют, но и поощряет исключительно ростовщическую банковскую деятельность».

Заместитель министра торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан Линар Латыпов считает: «Возможно, БТА и удастся реализовать свои планы по созданию исламского банка в Казахстане, но в Татарстане он будет вынужден работать в рамках российского законодательства, и для того, чтобы предлагать подобные продукты, придется вносить в него существенные поправки, а это очень сложный и длительный процесс».

Однако с ним не согласен А. Джабиев. По его мнению, в России это сделать не так сложно, можно даже в начале обойтись без значительных изменений в законодательстве. Поправки можно сделать на уровне инструкций ЦБ, для того чтобы процесс не затянулся на десятилетия.

«Компромисс между российским законодательством и требованиями исламского банкинга найти вполне возможно, другое дело, что работники ЦБ не заинтересованы в его поиске.

Вопрос не в длительности и сложности внесения поправок, а в исламофобии, существующей в российском истеблишменте, в том числе и в Татарстане. Часть политиков и бизнес-элиты являются заложниками антиисламской пропаганды. Слово ислам стало нарицательным в нашей стране. Политики и госструктуры должны признаться, что создали фантом под названием "исламский терроризм и экстремизм". Вокруг любого исламского банка, обязательно поднимется шумиха и на него будет повешен ярлык спонсора «исламского терроризма», высказал своё мнение А. Джабиев в беседе с корреспондентом ИА «Islamnews».

Таким образом, ведущие специалисты в области исламской экономики считают, что решение проблемы исламского банкинга в России должно начаться, прежде всего, с преодоления сложившихся в общественной психологии стереотипов.

Вместе с тем, очень важно совершенствование законодательства, чтобы дать «зелёный свет» банкам, которые хотят работать в соответствии с исламскими принципами. Весьма интересным, на наш взгляд, представляется опыт некоторых стран, которые всячески способствуют развитию исламского банковского сектора. Например, в Таиланде, где мусульманское население составляет всего 4%, законодателями созданы условия для работы и развития исламских банков. Китай также живо реагирует на стремительное развитие мировой исламской финансовой индустрии – не так давно страна стала ассоциируемым членом «Совета международных исламских финансовых услуг» со штаб квартирой в столице Малайзии.

Сегодня в России назрела реальная необходимость в развитии исламского банкинга. По мнению специалистов, это поможет вывести из неформального обращения средства мусульман и привлечь их в хозяйственный оборот страны. В политическом плане такой шаг станет мощным интеграционным фактором, способствующим национальной консолидации и укреплению российской государственности.

Пример вышеназванных стран, проявивших политическую волю и взявших курс на создание законодательной базы для развития исламского банкинга, свидетельствует о том, что данная проблема имеет большое значение для государства. Их опыт в этой области мог бы стать весьма полезным для России, если, конечно, руководство страны и Центрального банка захочет обратить на него внимание.


Евгений Жуков
ИА "IN"


Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика