Билет в тупик или исламофобия в кино

Кадр из сериала
Всем известно, что кино является одним из наиболее эффективных средств программирования массового сознания. Данное обстоятельство отмечал еще вождь мирового пролетариата Владимир Ленин. Его крылатая фраза – «из всех видов искусств для нас важнейшим является кино» показывает, с каким вниманием относились в СССР к кинематографу.

В наш информационный век значение кино многократно возросло, а его роль в воспитании подрастающего поколения стала едва ли не определяющей. В связи с этим было бы интересно взглянуть на то, какой продукт сегодня предлагает обывателю наша киноиндустрия.

К сожалению, приходится констатировать, что в кинопродукции, представленной на главных российских каналах, все чаще и явственнее ощущаются антиисламские мотивы. Причем, в первую очередь это касается не заокеанских боевиков, а популярных российских сериалов, которые их создатели во всеуслышание позиционируют как патриотические. Общим местом для всех этих шедевров является представление мусульман в образе дикарей, злодеев, врагов России и всего рода человеческого.

Ярким примером антиисламской пропаганды стало появление в эфире телеканала «Россия» восьмисерийного сериала «Билет в гарем», который имел большой успех у телезрителя. В соответствии со статистическими данными, которые приводит «Коммерсант», заключительные серии смотрел каждый 7 взрослый россиянин. В основу этого фильма положен незатейливый сюжет из русской народной сказки: главную героиню – «русскую красавицу» пытаются продать в гарем «кровожадные мусульмане» (кощеи бессмертные в современном обличье).

«Билет в гарем» вызвал шквал звонков и писем в газеты и журналы. Так, на днях, в редакцию  программы «Ислам сегодня», выходящей на региональном телевидении в Свердловской области, поступил ряд звонков от мусульман, которые возмущены неуважением к их религии. Большинство звонивших расценили сериал уже не просто как банальную мыльную сказку, а как хорошо продуманную телеатаку на мусульман. Многие телезрители выражали недоумение по поводу примитивного деления персонажей на «своих» и «чужих».

«Мне непонятно, почему государственный канал допускает показ фильмов, благодаря которым у зрителей возникает прямая ассоциация ислама с боевиками и наркоторговцами, не имеющими никакого отношения к религии Аллаха», – говорит одна из телезрительниц Альбина Усманова.

По мнению москвички Лены, события сериала далеки от реальной жизни. «Я смотрела только первые две серии, – говорит она. – Впечатления – так себе. Если честно, не очень правдоподобно... Террористами, почему-то, оказались дагестанцы, а шейх, вообще, смахивает на российского криминального авторитета. Я знаю много арабов и часто езжу на Ближний Восток, но ни разу не встречала пожилого араба с такой бородой (если это, вообще, борода). Ещё, арабы обычно не носят костюмов дома, они предпочитают свою национальную одежду. Кроме этого, у меня вызвало удивление, что женщина в доме мусульманина разгуливает по дворцу без головного убора в присутствии постороннего мужчины. В общем, слишком много неточностей, и всё вместе это вызывает недоверие.  Я считаю, что такие фильмы способствуют разжиганию межнациональных и межрелигиозных конфликтов, по крайней мере, в нашей стране».

Ей вторит мой знакомый по имени Игорь, работающий охранником: «Скажу честно, в начале у меня было ощущение, что нереальность происходящего на экране – задумка режиссёра. Однако чем больше я смотрел сериал, тем хуже воспринимал то, что происходило в фильме. Впечатление неправдоподобности, полученное от просмотра, только усиливалось. Больше всего «понравилось», как наши доблестные правоохранительные органы сунулись в горы и разгромили лагерь боевиков. Еще было здорово, когда прокурор допрашивал Казбека и тот все ему выложил... Единственной правдой в этом сериале были взятки, получаемые сотрудниками некоторых спецслужб. Вообще, с удовольствием бы посоветовал режиссёру и постановщику: прежде чем снимать фильм о какой-либо стране, неплохо было бы изучить ее историю и традиции, а также обычаи и менталитет людей, в ней проживающих. Короче говоря, в сериале я разочарован. Буду теперь смотреть только для того, чтобы посмеяться над очередным бредом, придуманным неизвестно кем и ни на один процент не соответствующим действительности».

Между тем режиссёр В. Соколовский считает, что он поднял «очень актуальную проблему, которая волнует всех россиян».

«История Маши – собирательный образ. Мы встречались с представителями правоохранительных органов, Интерпола, общались с девушками, которым когда-то довелось пережить похищение... Хотелось обратить внимание людей на проблему, которая сейчас стоит очень остро», – поведал он в одном из своих интервью.

Однако, по словам Альбины Усмановой, Соколовский кривит душой, говоря о том, что он хотел привлечь внимание исключительно к психологическим проблемам людей, которые пострадали от насилия в той или иной форме.

Генеральный директор Международного фестиваля мусульманского кино Зауди Мамиргов уверен, что «в погоне за деньгами некоторые режиссеры создают подобные фильмы, чувствуя их востребованность в обществе». «Они знают, что на европейских фестивалях такие фильмы будут иметь больше шансов на награду, также как и фильмы, порочащие общечеловеческие ценности».

Следует отметить, что проблема исламофобии в кино остро стоит и в некоторых других странах. Несколько лет назад Совет по американо-исламским отношениям выступил с критикой в адрес известной кинокомпании «Парамоунт пикчерз» за созданный ей фильм «Sum of all fears». Согласно сюжету, «исламские террористы», найдя на Голанских высотах неразорвавшуюся израильскую атомную бомбу, угрожают добропорядочным американцам ее взрывом на финальной игре чемпионата США по американскому футболу!

После длительных переговоров «Парамоунт пикчерз» согласилась внести в сюжет фильма коррективы и убрала из него наиболее антиисламские фрагменты. Исламофобия некоторых режиссеров проявляется, прежде всего, в изображении мусульманской культуры не такой, какая она есть на самом деле – многоликой и прогрессивной, а статичной, враждебной к инакомыслию, женонавистнической и потенциально угрожающей другим культурам.

Судя по всему, стараясь навязать свою субъективную точку зрения неискушённому зрителю, создатели антиисламских сериалов и фильмов совершенно не задумываются о будущем государства.

Автор: Ольга Емельянова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика