Социализация уммы и электрификация всей страны

attach.asp
Последние десятилетия стали как никогда насыщенными глобальными по масштабу и важности историческими событиями. Мы пережили смену «идейных вех», ломку прежней структуры международных отношений, линий границ и т.д. Достаточно отметить, что большинство граждан нашей страны родились в другом государстве с иным общественным строем. Параллельно смене эпох, изменялись и мировоззрение граждан, их жизненные цели, задачи и способы их решения, а также условия жизни народов Российской Федерации. Все это естественным образом коснулось и мусульманского сообщества: изменился его количественный и качественный состав, интеллектуальный уровень, политический вес, роль и значение в российском обществе в целом. Появились и иные тенденции в развитии уммы, в числе которых одним из важнейших составляющих является ее социализация.

Вопрос социализации встал перед российским мусульманством относительно недавно. В 80-е годы прошлого века ни о какой социализации не могло быть и речи, в связи с тем что мусульманская умма представляла собой полуподпольное образование, все формы организации которой носили исключительно неформальный характер. В 1990-е годы социализация носила исключительно характер участия в политической деятельности. Сам факт этого уже говорил о том, что российская умма вышла из вынужденного подполья. Но, тем не менее, из мусульманской среды не сформировалось ни харизматических лидеров, ни сколько бы то ни было статусных персон. Все те, кто претендовал на данную роль, в действительности не имели ни достаточного веса в умме, ни должной статусности в российском обществе в целом.

Формирование более ли менее широких слоев мусульманской интеллигенции приходится на рубеж 1990-2000-х годов, что не могло не отразиться на процессе социализации мусульман. В эти годы мусульманские средства массовой информации начали выходить на более массовую аудиторию, чему в немалой степени способствовало развитие и широкое распространение интернета. Появились издательства мусульманской литературы, выпускающей довольно качественные книги, соответствующие стандартам российского рынка. Их продукция стала экспонироваться на книжных выставках и поступать в общероссийскую книготорговую сеть, став доступной массовому читателю. Наконец, мусульмане стали инициаторами проведения целого ряда всевозможных культурно-образовательных и просветительских мероприятий – конкурсов, фестивалей и конференций. Среди них – литературный конкурс «Исламский прорыв» в Москве, московско-казанский Международный фестиваль мусульманского кино, Фаизхановские чтения в Нижнем Новгороде, еще целый ряд конкурсов научных работ, научно-практических конференций, тематических чтений и симпозиумов, прошедших в Казани, Нижнем Новгороде, Уфе, Москве, Ульяновске и других городах. По итогам многих из них были изданы альманахи, другие печатные издания, выпущена в прокат кинопродукция. Многие из них стали традиционными и регулярно проводятся на протяжении нескольких лет.

Однако процесс дальнейшей социализации мусульманского сообщества натолкнулся на проблему статусности. За последние годы сформировалась значительная прослойка из соблюдающих мусульман, являющихся специалистами в самых различных областях знаний: истории, экономике, юриспруденции, культурологи, искусствоведения и пр. Однако большинство этих специалистов, что называется, не имеют «раскрученного имени», придающего его обладателю значительный общественный вес. Например, организаторы мусульманских конкурсов и фестивалей сталкиваются с одной и той же дилеммой: пригласи именитого специалиста – упустишь исламскую сторону; поставь своего специалиста – потеряешь статусность, а вместе с ней и возможность широкого освещения.

Данная проблема может быть решена посредством «раскрутки» собственных специалистов, поднятия их социального статуса хотя бы до уровня, имеющегося у мусульман до Октябрьской революции 1917 года. В этой связи стоит напомнить, что в 1910-1920-е годы наши предки тоже ставили задачу социализации и интеграции в российский социум. Однако им так и не удалось решить ее. Большевики, пришедшие к власти не без помощи мусульман, как известно, взяли курс электрификацию всей страны. Но предварительно они расправились с исламом и другими конфессиями, сделав процесс их социализации абсолютно невозможным.


Ахмад МАКАРОВ

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика