Формирование более ли менее широких слоев мусульманской интеллигенции приходится на рубеж 1990-2000-х годов, что не могло не отразиться на процессе социализации мусульман. В эти годы мусульманские средства массовой информации начали выходить на более массовую аудиторию, чему в немалой степени способствовало развитие и широкое распространение интернета. Появились издательства мусульманской литературы, выпускающей довольно качественные книги, соответствующие стандартам российского рынка. Их продукция стала экспонироваться на книжных выставках и поступать в общероссийскую книготорговую сеть, став доступной массовому читателю. Наконец, мусульмане стали инициаторами проведения целого ряда всевозможных культурно-образовательных и просветительских мероприятий – конкурсов, фестивалей и конференций. Среди них – литературный конкурс «Исламский прорыв» в Москве, московско-казанский Международный фестиваль мусульманского кино, Фаизхановские чтения в Нижнем Новгороде, еще целый ряд конкурсов научных работ, научно-практических конференций, тематических чтений и симпозиумов, прошедших в Казани, Нижнем Новгороде, Уфе, Москве, Ульяновске и других городах. По итогам многих из них были изданы альманахи, другие печатные издания, выпущена в прокат кинопродукция. Многие из них стали традиционными и регулярно проводятся на протяжении нескольких лет.
Однако процесс дальнейшей социализации мусульманского сообщества натолкнулся на проблему статусности. За последние годы сформировалась значительная прослойка из соблюдающих мусульман, являющихся специалистами в самых различных областях знаний: истории, экономике, юриспруденции, культурологи, искусствоведения и пр. Однако большинство этих специалистов, что называется, не имеют «раскрученного имени», придающего его обладателю значительный общественный вес. Например, организаторы мусульманских конкурсов и фестивалей сталкиваются с одной и той же дилеммой: пригласи именитого специалиста – упустишь исламскую сторону; поставь своего специалиста – потеряешь статусность, а вместе с ней и возможность широкого освещения.
Данная проблема может быть решена посредством «раскрутки» собственных специалистов, поднятия их социального статуса хотя бы до уровня, имеющегося у мусульман до Октябрьской революции 1917 года. В этой связи стоит напомнить, что в 1910-1920-е годы наши предки тоже ставили задачу социализации и интеграции в российский социум. Однако им так и не удалось решить ее. Большевики, пришедшие к власти не без помощи мусульман, как известно, взяли курс электрификацию всей страны. Но предварительно они расправились с исламом и другими конфессиями, сделав процесс их социализации абсолютно невозможным.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: