Кто заказал Саида Нурси

Nur-12209
Коптевский суд Москвы запретил книги известного мусульманского ученого и комментатора Корана Саида Нурси. Судебное заседание, состоявшееся 21 мая, было закрытым, впрочем, как и весь процесс по делу мусульманского автора. Правозащитники объясняют данное обстоятельство тем, что российская Фемида попросту испугалась гласности, не желая быть уличенной в элементарном неуважении к гражданам, оскорбление религиозных чувств многих людей. У наблюдателей за этой нелепой историей сложилось впечатление, что суд засекретил собственную деятельность, так как хотел избежать участи всеобщего посмешища, ибо изначально было понятно, что в комментариях Саида Нурси, которого часто называют «самым толерантным мусульманским ученым», нет ничего такого, к чему можно придраться. Кроме того, закрытость процесса означает, что ни адвокат, ни прочие участники не могут огласить имена экспертов, на чьих отзывах строится обвинение.

Вызывает большую настороженность поразительное упорство в этом деле Коптевского суда, который отмел заключения авторитетнейших специалистов (Института религии и права, Института Европы РАН, Института стран Азии и Африки, Института востоковедения, ватиканских экспертов, Исламского совета Европы, Международного исламского университета Малайзии, университета Аль-Азхар), предпочтя всем им заштатных психологов из Республиканской клинической психиатрической больницы. Не помогло даже обращение уполномоченного по правам человека при президенте РФ Владимира Лукина, а также руководителей глав духовных управлений мусульман России к президенту и генпрокурору. Суд также проигнорировал обращение МВД Турции, в котором говорилось, что на родине ученого не считают ни экстремистом, ни сектантом, ни нетрадиционным мусульманином. Он не принял во внимание и мнение экспертов Организации Исламская конференция, где Россия получила там статус наблюдателя усилиями Владимира Путина. Все это наводит на мысль, что, принимая решение о запрете книг Саида Нурси, судебная власть действовала не по закону, а по заказу. К тому же непонятно, каким образом это может соотноситься с усилиями, предпринимаемыми президентом Владимиром Путиным на пути сближения с мусульманскими странами, и как в таком случае стоит расценивать слова президента о том, что Россия является частью исламского мира, что она всегда выступала, и будет выступать, защитницей его интересов?

Между тем эксперты и правозащитники в один голос утверждают, что дело против произведений Саида Нурси стало еще одним веским доводом в пользу того, что в России наличествуют определенные силы, планомерно раскручивающие маховик репрессий против мусульман. Три года назад Савеловский суд запретил «Книгу Единобожия», сочтя этот памятник мусульманской мысли трехсотлетней давности опасным учебником по ваххабизму для сегодняшнего читателя. С тех пор предпринимались попытки запрета еще нескольких книг мусульманских авторов, в том числе и учебника арабского языка Багауддина Мухаммеда.

О том, что данный маховик с каждым годом набирает обороты, говорят также участившиеся в последнее время факты преследования мусульман. Специалисты отмечают, что большинство этих дел имеет ярко выраженный политический характер.

Не успело отгреметь дело пятигорского имама Антона Степаненко, которого целый год продержали в следственном изоляторе по надуманным обвинениям, как в Уфе был задержан настоятель местной мечети Саид Байбурин. В его машине при обыске были найдены наркотики и взрывчатые вещества. В последствии появилась информация, что Байбурин, будучи гражданином Казахстана, занимался шпионажем в пользу этой страны.

Мимо внимания экспертов не прошел тот факт, что эта информация появилась практически сразу после визита Владимира Путина в страны Центральной Азии, имевшего для России стратегически важное значение.

Напомним, что очень похожий инцидент произошел год назад, когда аккурат в преддверии саммита G8 и во время проходящего в Москве международного религиозного саммита в подмосковной Яхроме была взорвана мечеть. Тогда репутации России был нанесен серьезный ущерб, в связи с чем президенту пришлось давать не очень приятные объяснения. Политический подтекст имели и другие случаи – решение о сносе мечети в Астрахани, репрессии против мусульман в Татарстане, возбуждение уголовного дела против руководителя Исламского культурного центра Санкт-Петербурга и т.д.

Одним из последних в этом ряду стало раскрытие покушения на губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко, которое якобы готовили мусульманские экстремисты. Показанные по центральному телевидению видеокадры о задержании с поличным «русских мусульман» больше напоминали показательные учения по захвату преступников, в роли которых выступали сами оперативники.

Все эти факты не могли не остаться незамеченными не только в России, но и за ее пределами. В связи с чем у многих российских и зарубежных аналитиков возникли закономерные вопросы. Чьи директивы выполнял Коптевский суд, запрещая книги автора-гуманиста Нурси? Кто стоит за этой и другими антимусульманскими акциями? Кто дискредитирует внешнеполитический курс президента по возрождению влияния России на Ближнем Востоке и Азии? И наконец, кто превращает мусульман в антипутискую силу, в очередных несогласных, разворачивающихся в марше на улицах российских городов?


Анвар ШАРИПОВ

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика