«Безопасность и мир»

logo345

Под таким названием вышел в свет первый номер газеты, учредителем которой является Международная организация ветеранов спецслужб «Вымпел». Естественно, что почти все материалы, помещенные в ней, посвящены насущным проблемам безопасности российского государства и общества.



Несомненно, что большой интерес представляет собой серьезная аналитическая работа «Россия без «южного подбрюшья»?», детально рассматривающая ситуацию на наших южных границах, возникшую в связи с тем, что Вашингтон объявил каспийско-кавказский регион зоной своих жизненных интересов. В этой статье, в частности, указывается: «…политика Вашингтона четко нацелена и на распространение своего влияния на каждое в отдельности взятое государство региона, и в целом на политические и экономические процессы, что может привести к геополитическим изменениям на всем Кавказе. Сегодня можно говорить об очевидных изменениях в расстановке сил в Южном Кавказе и о переориентации стран, имеющих в регионе свои стратегические интересы. Происходит процесс активной адаптации к новому геополитическому пространству. По-прежнему единственным военно-стратегическим партнером России в регионе остается Армения, которая одновременно вполне удачно позиционируется как дружественная Западу страна. США, например, ежегодно выделяет ей около 100 млн. долл. прямой финансовой помощи. По мнению армянского политолога А. Караханяна, для американской политики, проводимой в кавказском регионе, армяно-азербайджанские отношения уже не актуальны. Россия фактически уступила Соединенным Штатам роль миротворца по проблеме Нагорного Карабаха – вот уже длительное время все основные переговоры ведутся либо в США, либо под эгидой госдепартамента США.

На первый план выдвинулось армяно-турецкое сотрудничество. США явно подталкивают Армению и Турцию к сближению – для усиления собственного, но опосредованного Анкарой влияния на регион. Сближением отношений по линии Армения-Турция США стремятся насколько возможно, изолировать Армению от Ирана. Армяно-турецкий диалог возобновился с 2002 года, после многих лет полного отчуждения. С этого же года правительство Турции пошло на беспрецедентный шаг – смягчило визовый режим для граждан Армении.

Немаловажно и усиление военной роли Армении – особенно в связи с передислокацией в Гюльри российских воинских контингентов, выводимых из Грузии.

В последнее время в налаживании армяно-турецких контактов свою роль сыграл и определенный прессинг со стороны США и Евросоюза, настаивающих на нормализации ситуации в регионе.

Все яснее вырисовываются в Закавказье и новые геополитические оси. В результате нового стратегического позиционирования происходит сближение Армении с Сирией и Ливаном, очерчиваются контуры альянса Азербайджана с Турцией, Израилем и Грузией. Армения подписала соглашения о военном сотрудничестве с Сирией и Ливаном. Столь интенсивное развитие сотрудничества Армении с арабскими странами в военной сфере аналитики расценивают как появление нового регионального союза. Армянские политологи открыто заявляли, что подобная динамика развития отношений дает основание говорить о возможности превращения Еревана в своеобразный силовой центр. Для Армении, которая является союзницей России и участником Договора о коллективной безопасности, также могут представлять угрозу и базы НАТО, которые намерены развернуть Турция и США на Апшеронском полуострове.

В условиях меняющейся геополитической ситуации Азербайджан делает ставку на поддержку НАТО. Баку исходит из того, что Турция представляет собой надежное звено на южном фланге этого блока. В свою очередь, Турция, усилившая свою роль в Азербайджане, поддерживает тесное военное сотрудничество с Израилем, что фактически говорит о реальности создания в случае необходимости военного альянса с участием Турции, Израиля и Азербайджана. Стремление Еревана укрепить военное сотрудничество с Ливаном и Сирией – историческими противниками Израиля и Турции – можно расценить и как попытку создать альтернативу данной коалиции…

Надо сказать, что после развала СССР значительно усилилось влияние внешних факторов на ситуацию в Дагестане, здесь активизировалась деятельность разведывательных сообществ США. В частности, для работы по Северному Кавказу создано специальное подразделение ЦРУ, в обязанности которого входит «пресечение каналов влияния России в регионе» и «установление контроля над разработками нефти». Более того, в США обсуждают возможности даже «вооруженной защиты своих интересов в Каспийском регионе».

Грузия и Азербайджан занимают наиболее решительную позицию в вопросе о членстве в НАТО, и вполне вероятно, вступят в достаточно тесные партнерские отношения с Североатлантическим блоком. Однако в Азербайджане не все склонны связывать перспективы безопасного развития с США и НАТО. Надо отметить, что руководство РФ дальновидно продлило договор об аренде Габалинской РЛС… /…/

Район Каспийского моря стал стратегической зоной глобального значения с весьма реальной перспективой превратиться в очаг международной напряженности по остроте, возможно, превосходящий ближневосточный регион. На первый взгляд, подобная перспектива вызвана громадными запасами углеводородного сырья, по оценкам, уступающим только сибирским и ближневосточным месторождениям. Действительно, для большинства стран именно экономический фактор служит главным стимулом, чтобы добиться доступа к новым источникам энергоресурсов в Каспийской зоне. Для одних – это экономическая необходимость, для других – чтобы ослабить одностороннюю зависимость от ближневосточной или российской нефти. В то же время для группы стран значение данного региона не ограничивается чисто экономическими факторами, а представляет политический и военно-стратегический интерес.

Сверхостроту будущей ситуации в регионе придает ряд обстоятельств, который и определяет специфику Транскаспийской геозоны в мировой политике.

Первое. Регион стал зоной повышенного внимания: с Севера – России, с Юга – стран Ближнего и Среднего Востока, включая Пакистан и Афганистан, с Запада – почти всей Европы, США и Канады.

Второе. Объектами геополитической «игры» являются бывшие советские республики Центральной Азии и Кавказа, рассчитывающие утвердиться в качестве полноправных и независимых государств. Это крайне трудная задача, учитывая разрушенную и ослабленную экономику и неустоявшиеся общественно-политические системы, многие из которых подвержены исламскому радикализму. Все вкупе делает их весьма податливыми на различного рода манипуляции.

Третье. В силу геостратегического положения в район Каспийского моря вовлечены две крупные региональные державы – Иран и Турция, находящиеся по разные стороны «баррикад» в отношениях с США. Первая – их стратегический противник, вторая – стратегический партнер по НАТО. Обе страны стремятся к региональной гегемонии как на Ближнем и Среднем Востоке, так и в районе Каспия, используя, помимо всего прочего, различные ветви мусульманства, что формирует один из сложных узлов противоречий в регионе.

Четвертое. Хотя в «игре» на Каспийском плацдарме задействован весь Запад, основным игроком, без сомнения, есть и будут США. Причем, не только сами по себе нефть и газ интересуют Вашингтон, объявивший мировые запасы энергоносителей подконтрольными ему, сколько возможности использовать регион для утверждения единоличной гегемонии.

Пятое. Для России, даже в большей степени, чем для США, район Каспийского моря важен не столько с ресурсных позиций, сколько с точки зрения национальной безопасности на юге страны. В связи с подступами НАТО непосредственно к границам России остается пока «не закрытым» южный фланг, т. е. Центральная Азия и Кавказ. Если не принять превентивные контрмеры, «южное подбрюшье» России может стать не буферной зоной, а самой настоящей передовой противостояния.

В результате, почти все факторы, воздействующие на ход событий в регионе, работают против России. Следовательно, задача российской внешней политики – предотвратить надвигающийся слом линии безопасности на Юге или хотя бы нейтрализовать наиболее разрушительные факторы ущерба этой безопасности».

Вне всякого сомнения, многим читателям будет интересно ознакомиться с интервью генерал-майора Ю. И. Дроздова – легендарного руководителя управления нелегальной разведки ПГУ КГБ, а ныне генерального директора информационно-аналитического агентства «НАМАКОН». В этом интервью Ю. И. Дроздов, в частности, заметил: «Сегодня все понимают, что терроризм может быть одним из направлений любой государственной политики. Недаром политику Израиля после ливанской войны многие журналисты стали называть «государственным терроризмом». Надо иметь хорошую память, чтобы помнить: еще в 1930 году в книге «Малая война, партизанство и диверсии» Михаил Дробов проанализировал практически все актуальные сегодня вопросы терроризма. Дробов пришел к выводу, что содержание и формы «малой войны» – это выражение вооруженной борьбы, по отношению к которой малая война есть лишь часть, отдельный момент, особая ступень в развитии. Малая война – переходная форма вооруженной борьбы для захвата власти восходящим классом. После военных действий СССР в Афганистане в 1979-1989 годах США провели серьезный анализ этих событий. Одним из выводов стал такой: «Политическая борьба – это вид терроризма». Сегодня в США разработана целая система использования терроризма для достижения конкретных политических результатов. Кстати, и наставление для дипломатов и разведчиков под названием «Тайные операции» разработано недавно госдепартаментом США…»

Относительно 9/11 Ю. И. Дроздов сказал: «…11 сентября в США произошла трагедия, которая, на мой взгляд, носит чисто американское происхождение. Известно, что за два месяца до теракта башни были проданы одному американскому миллиардеру. Он сегодня, видимо, уже получил сумму страховки и даже пытался выторговать двойную компенсацию за каждую башню. Одно это событие убеждает в вероятности незамысловатой маскировки. Об этом говорили и главный пожарник США, и материалы американской прессы. Так вот, сразу после этой трагедии Америка стала позволять себе делить государства на «состоявшиеся» и «несостоявшиеся». По категориям разделенные на страны, способные и не способные обеспечить свою безопасность, страны, испытывающие кризис возможностей, страны, испытывающие кризис. Страны двух последних категорий определяются как слабые и несостоявшиеся. Первоначальные варианты этих документов включали в категорию «несостоявшихся» все государства СНГ и Россию, которой отводилось… 59-е место в перечне! В окончательном варианте открытого доклада, подготовленного американскими специалистами к летнему саммиту большой восьмерки 2005 года, без особого труда можно было увидеть ближайшие планы Штатов. Россия не была отнесена ни к одной категории государств в этом докладе только потому, что ее президент участвовал в работе восьмерки. Однако определения, высказываемые Западом на самом высоком уровне, касались всех бывших союзных республик. Очевидно, что планы в отношении нас уже разработаны. В докладе американского Центра глобализации и развития, организованного всего два месяца спустя после трагедии 11 сентября, определены важные положения сегодняшнего момента: стабильность нельзя купить за деньги. Среди прочих процессов специалисты Центра отметили «…растущую нестабильность на сопредельных территориях, появление незаконных вооруженных формирований, возникновение угрозы региональной безопасности». Однако стабильность в американском понимании напрямую связана с влиянием на политику других государств. И уже сегодня Штаты готовы все так же поступательно двигаться в направлении усиления своего влияния. Существуют наработки по подготовке военных групп быстрого реагирования, меры по контролю выхода других стран на американский рынок, даже меры по предотвращению фиаско государства, то есть самих США. И нужно сказать, что основательность их подхода к изучению ситуации в мире делает им честь, однако аппетиты неуемны. Основное оправдание политики глобализации – утверждение, что слабые государства в ХХ1 веке будут опасны для США. А это, по сути, обоснование экспансии с правом применения силы и средств. Не отстает от США и Великобритания, которая из ее документов, делает упор на «…использование своих связей на высшем уровне и возможностей «тихой дипломатии», пристальное наблюдение за исполнением Россией обязательств в рамках европейских организаций, использование системы рычагов многосторонних ссудных агентств, использование западных СМИ и уполномоченных неправительственных организаций для развертывания дебатов на тему заинтересованности Европы и Великобритании в политических преобразованиях в России, усиление прямой и скрытой поддержки наиболее либеральным деятелям России». По сути рекомендованного становится понятно, что любые похлопывания по плечу возможны лишь в личных отношениях на дипвстречах, а конкретная политика – это совсем другая плоскость».

В пилотном номере «Безопасности и мира» опубликовано также интервью заместителя Председателя Совета Федерации РФ Александра Торшина, озаглавленное «Есть ли у терроризма будущее». Судя по нему, г-н Торшин принадлежит к числу антиваххабитских «ястребов» в российском политическом истэблишменте. Чего только стоит такое его высказывание: «Нельзя не вспомнить о том, что служба внешней разведки Эр-Рияда шагу не сделает без консультаций с ЦРУ. Что арабский регион планеты, где насаждается ваххабизм, становится угрозой миру. Не сами мусульмане, не Ислам как религия, а как плацдарм, как питательный бульон, в котором можно взращивать ядовитые вирусы…» Если это так, то кто же взращивает эти опасные вирусы, и откуда они берутся?! Об этом зампред Совета Федерации почему-то ничего не сказал…

А вот о текущей ситуации на Северном Кавказе он заметил следующее: «Северный Кавказ – один из ключевых регионов России. Он богат природными и людскими ресурсами, обладает выгодным геоэкономическим положением. Но сегодня экономика и социальная сфера региона находится в депрессивном состоянии. Это является питательной средой для распространения терроризма в республиках Северного Кавказа».

В новой газете помещено и множество других интересных материалов, заслуживающих самого пристального внимания, но всех их даже не перечислишь в небольшой статье. В заключение приведем лишь следующий, к сожалению, мало утешительный прогноз вице-президента Коллегии военных экспертов РФ, генерал-майора Александра Владимирова:

«В ближайшие 10-15 лет самая большая опасность для России будет исходить с Кавказа … Если к этому добавить бурную криминализацию региона, гигантскую безработицу, наркотрафик и «икряную» контрабанду, станет очевидно, что без вооруженной силы Центру там не обойтись. Не исключаю длительную военную кампанию.

Очень вероятно, что России придется использовать армию и для защиты своего самого верного среднеазиатского союзника – Казахстана. На эту республику уже положили глаз США. Нельзя исключать, что там будет силовая попытка свержения режима. И мы будем обязаны использовать свои воинские части».

Валерий ПЕТРОВ.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика