Иерусалим - преграда на пути к миру?

Иерусалим.
Древний Иерусалим много раз переходил из рук в руки: его религиозное значение всегда завораживало и притягивало иудеев, христиан и мусульман.

Религиозная писательница Карен Армстронг утверждает: те, кто владел им дольше всех остальных, – это люди, проявлявшие наибольшую толерантность к приверженцам других религий. В качестве примера она приводит двух мусульманских лидеров – халифа Омара и Саладина, а крестоносцев называет самыми кровавыми из всех грабителей.


40 лет назад израильская армия заняла Восточный Иерусалим, отняв его у Иордании в ходе Шестидневной войны 1967 года. C израильской точки зрения, 1967-й принес "объединение" святого города, по прошествии столетий «восстановив божественный план». Победа в войне 1967 года и взятие Восточного Иерусалима стало для евреев – и религиозных, и светских – временем триумфа.

Уйма резолюций ООН и международных конвенций, объявляющих незаконным перемену статуса оккупированной территории, занятой в ходе военных действий, не оказала почти никакого влияния на образ мыслей израильтян.

Через несколько дней после израильской аннексии Восточного Иерусалима были проведены новые, сильно расширенные муниципальные границы (отрезающие некоторые густонаселенные палестинские районы) и снесен целый арабский квартал, находившийся рядом со стеной «аль-Бурак» (Западной стеной)*, которую иудеи почитают как свою святыню – Стену Плача.

Затем последовали годы бурного строительства, приведшего к увеличению израильского присутствия в Восточном Иерусалиме. Он стал крепостью, защищенной не стенами и бастионами, но кольцом поселений, многоквартирных домов и скоростных магистралей.

Архитектурой, конечно, могут любоваться все, а вот дипломатическая ситуация куда более сложна.

Международное сообщество так и не признало израильского суверенитета над Восточным Иерусалимом; в 1947 году город и прилегающие районы были определены ООН как corpus separatum, то есть территория со специальным международным статусом и управлением.

В Иерусалиме нет посольства ни у одной страны мира. Даже ближайший союзник еврейского государства, Соединенные Штаты, официально не признают этот город в качестве столицы еврейского государства.

240 тысяч арабов, живущих в Восточном Иерусалиме, ведут странное полусуществование, редко конфликтуя непосредственно с израильтянами, но решительно отстаивая свою палестинскую принадлежность и строго придерживаясь палестинской национальной идеи.

Они имеют специальные израильские разрешения на проживание, но многие опасаются, что их будущее в этом городе не гарантировано.

Палестинцы сталкиваются с дискриминацией – с ограничениями на строительство или ремонт зданий, с непризнанием муниципалитетом, хотя они платят налоги, с бюрократическими препонами, возникающими, если они хотят заключить брак с палестинцами с других территорий, с конфискацией их газет, отзывом их права на жительство, если они оседают или получают гражданство в других странах или проводят за границей более семи лет.

Израильское правительство позволило палестинцам остаться в Восточном Иерусалиме, но их подогнали, поджали, чтобы у них не осталось и тени сомнения: город им не принадлежит. И сотни тысяч еврейских поселенцев переехали на оккупированный восток города, в районы, которые палестинцы надеются объявить столицей своего будущего государства.

Палестинцы из других регионов – Западного берега и Газы – в это сообщество не включены: въезд им преграждает кольцо заграждений и израильских военных блокпостов. В последние годы еврейское государство окружает палестинские населенные пункты защитным барьером, вызывающим немало нареканий со стороны мирового сообщества. Восточный Иерусалим окружает огромная стена, отделяющая некоторые палестинские пригороды от центра Иерусалима; другие – от Западного берега.

Многие наблюдатели считают, что негибкая иерусалимская политика израильтян – это путь к катастрофе. Они считают, что без компромисса по святому городу договоренность с палестинцами и – в более широком смысле – с арабским и мусульманским миром попросту невозможна.

По материалам статьи М. Ассера (Би-би-си)

* Каменная кладка, которую иудеи почему-то называют своей святыней, на самом деле является частью комплекса мечети Аль-Акса, расположенных на Храмовой горе.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика