Ирано-американская встреча

Iran_US

Как известно, недавно в Багдаде, впервые за 27 лет, иранцы и американцы встретились за столом переговоров. «Впервые за долгое время состоялся прямой американо-иранский диалог, который поможет ослабить напряженность в Ираке, – говорит российский эксперт Владимир Орлов. – Однако это вовсе не значит, что Вашингтон готов примириться с ядерной программой Ирана».



Белый дом решился на встречу, несмотря на то, что в течение многих лет он категорически отвергал даже саму возможность диалога с «упрямыми муллами». Почему? Об этом, а также о нынешней ситуации, как в Ираке, так и в самой Америке, говорит в «Московских новостях» известный востоковед Георгий МИРСКИЙ:

Обстановка изменилась не в пользу США… Перспективы такого «наведения порядка», которое позволило бы Бушу избежать «вьетнамского варианта» и уйти из страны с минимальным ущербом, представляются сомнительными. Видимо, это и сыграло главную роль в его решении все же установить контакт с иранцами: есть надежда, что Тегеран при определенных условиях сможет оказать давление на своих шиитских клиентов в Ираке, побудить их смягчить свою позицию в отношении суннитов.

Но не только это. Американцы рискуют получить второй Ирак в Афганистане. Казалось бы, навсегда разгромленные талибы вновь подняли голову, они фактически начали настоящую войну против сил НАТО. Режим Мушаррафа в Пакистане находится под растущим давлением со стороны исламистов, обвиняющих президента в проведении проамериканского курса. Налицо полный тупик в урегулировании израильско-палестинского конфликта: задушить ХАМАС экономической блокадой не удалось, а Израиль после неудачной войны против «Хезбаллы» в Ливане переживает серьезнейший внутренний кризис. И наконец, что касается иранской ядерной программы, то уже очевидно, что никакими угрозами и ооновскими санкциями остановить продвижение Ирана к созданию условий, необходимых для производства атомной бомбы, не удастся. Воевать еще и с Ираном? Американская общественность против этого, хватит с нее Ирака, да и положение республиканской партии накануне выборов 2008 года таково, что в случае еще одной военной авантюры ее ожидает неслыханный разгром, и партийное руководство не может дать Бушу санкцию пойти на новую войну.

В Америке тоже происходят перемены, и, возможно, единственным позитивным результатом провалившейся иракской операции можно считать резкое ослабление позиций вашингтонских неоконсерваторов, сторонников одностороннего гегемонистского курса. Похоже, что не исключено «отрезвление» американской политики.

Что касается Ирана, то не в его интересах доводить иракскую ситуацию до распада государства или до установления там полного господства шиитов – это чревато конфликтом с суннитским арабским миром, в первую очередь с Саудовской Аравией, Египтом и Иорданией, а ведь Тегеран претендует на роль лидера всего мусульманского мира, а не только его небольшой шиитской части. Что же касается ядерной программы, то здесь Иран в принципе может без ущерба для себя остановиться на полпути, с тем чтобы Вашингтон исключил Тегеран из «оси зла» и отказался от намерения свергнуть правящий там режим. Такая перемена курса США вроде бы наблюдается в отношении Северной Кореи, и не исключено, что реализуется и при розыгрыше иранской карты. Если оправдаются ожидания оптимистов, встреча 28 мая может стать началом контактов, способных привести к прекращению не только кровавого хаоса в Ираке, но и американо-иранской конфронтации.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика