Исламское искусство финансирования

Исламские банки появились в мусульманских странах, но затем начали распространяться по всему миру.

Исламские банки появились в мусульманских странах, но затем начали распространяться по всему миру.

Теги:

0
05 Июня 2007г. (19 Джумада аль-уля)
После недавнего визита президента Путина в исламские страны вряд ли кого-либо удивит идея активизации торговых отношений России с мусульманским миром. Увеличение денежных потоков и контактов между российскими банками и их партнёрами в исламских государствах, скорее всего, приведёт к увеличению числа финансово-кредитных предприятий, работающих в соответствии с исламским законом.

Первый исламский банк, деятельность которого полностью соответствовала законам шариата, появился около 30 лет назад. Сначала исламские банки возникли в мусульманских странах, затем начали распространяться по всему миру. Сейчас насчитываются уже более трёхсот исламских банков, общие активы которых превышают $500 млрд. при ежегодном росте от 10 до 15% (данные швейцарского банка UBS, который открывает у себя исламское отделение). Специалисты в области экономики считают, что к 2013 году активы исламских финансовых институтов достигнут 1 трлн долларов.

Казахстан, где, в основном, живут мусульмане, занимает лидирующие позиции в СНГ по банковскому развитию. Инструменты исламского финансирования используются в Казахстане на протяжении 10 лет. В настоящее время практикуются только некоторые виды исламского финансирования, такие как "мурабаха"*. Остальные финансовые продукты исламского банкинга – "мудараба"*, "сукук", "иджара"*, "мушарака"* и т.п., только изучаются финансовым рынком.

Принципы инвестирования

«Интерес к исламскому банкингу появился в Казахстане давно, правда, из-за отсутствия четкого регулирования и законодательства банки и компании только занимались долгими исследованиями, но самих сделок не проводили, – говорит Альмира Ахметкаримова, директор Департамента международных отношений АО «Альянс Банк». – Растущий интерес и проникновение исламского банкинга в Казахстан логичны, финансовый рынок испытывает значительную заинтересованность в отношении данных продуктов, они уже перестали быть прерогативой только региона Ближнего Востока и Малайзии. Интерес взаимен: избыточная ликвидность этих регионов очевидна, а финансовые институты Казахстана заинтересованы в увеличении базы инвесторов и диверсификации источников фондирования. Более того, все больше компаний готовы работать по таким принципам, ведь в отличие от стандартных банковских продуктов исламские инструменты финансирования разнообразны и отличаются большей гибкостью».

Доходы исламского банка и его вкладчиков формируются в результате предпринимательской деятельности. Причем доходность заранее не гарантирована, фиксированная величина в виде ссудного процента не используется.

Специфика в том, что банковские проценты выведены, согласно шариату, из экономического оборота. Сознательный отказ от ссудного процента, не обеспеченного товарной массой и являющегося одним из факторов инфляционных процессов, не совсем понятен с точки зрения макроэкономики. Прибыль банка создается в результате операций, создающих реальные товары, из чего следует, что капитал работает исключительно в производственных целях.


Фишка – доверие

Банковский продукт Кард-уль-Хасан дает возможность клиенту взять некую сумму, которую он обязуется вернуть по истечении определенного срока. При этом банк никогда не потребует проценты по ссуде. Клиент сам заплатит премиальные (Хибу) банку, если захочет. Отношения банка и клиента основаны на принципах доверия и искренней дружбе. Подобная беспроцентная ссуда, как правило, предоставляется фирмам-партнерам банка. Важным обстоятельством становится и то, что реальные источники финансирования получают материально нуждающиеся, порой довольно бедные физические лица и организации. Такой подход практически исключен в схеме западной банковской системы.

"Мушарака" предполагает совместное финансирование банком и клиентом определенного продукта. Доходы и убытки, которые несет проект, делятся сторонами долей финансирования. При этом управление может осуществляться как обеими сторонами на паритетной основе, так и любой из них в отдельности.

Продукт "мудараба" является аналогом традиционного доверительного управления. Банк отдает свои средства в управление мадарибу (предприятию с достаточным опытом и репутацией). Последнее занимается инвестированием средств. В случае успешного исхода доходы будут разделены согласно заключенному договору. Но если убытки несет только банк, то "мудариба" не получит своих комиссионных.

Как было сказано выше, изначально исламские банки создавались специально для мусульман. В неисламских странах подобного рода кредитные учреждения стали появляться, когда западные компании озаботились удовлетворением потребностей проживающих на территории их стран мусульман, не имеющих возможностей воспользоваться традиционными банковскими продуктами, такими как депозиты, ипотека, инвестиции и др.

Необходимость соответствовать одновременно законам шариата и международным стандартам (таким как Sarbanes-Oxly и Basel II) делает продукты исламских банков более дорогими, чем аналогичные продукты традиционной банковской системы.

«На первоначальном этапе, в силу того что исламский банкинг только начинает развиваться в Казахстане, – считает Альмира Ахметкаримова, – продукты по нормам шариата могут быть относительно дорогими для финансовых институтов. Причина в том, что в стране не существует соответствующей законодательной и регулирующей основы».


Мы тоже туда идем

«В связи с необходимостью решения стратегической задачи по развитию фондового рынка Казахстана, а также в связи с созданием в Алматы Регионального финансового центра приоритетным направлением в настоящее время является развитие исламских ценных бумаг», – поясняет Гани Узбеков, заместитель председателя Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН).

Казахстан делает первые шаги в сфере исламского финансирования. Основными факторами торможения стали несовершенное по законам шариата национальное законодательство и институционально сложившийся менталитет светского государства. «Стоит заметить, что Казахстан не является первым светским государством, где внедряются такие продукты, нам можно во многом перенять опыт гармонизации норм шариата с традиционными международными стандартами стран Европы, Великобритании и Франции, где исламские банки уже успешно функционируют, – комментирует г-жа Ахметкаримова. – Если говорить о препятствиях внедрения исламского банкинга в Казахстане, то это, во-первых, вопрос регулирования и учета исламских транзакций и, во-вторых, вопрос налогообложения, поскольку взимание налогов по шариату не отрегулировано. Если посмотреть на опыт исламских банков, то они проводят многие транзакции через специально созданные компании, к примеру в Голландии. По мере развития исламского банкинга во всем мире и в Казахстане продукты по нормам шариата становятся все более конкурентоспособными по сравнению с традиционными банковскими продуктами».

Первой ласточкой, апробирующей принципы исламского банкинга, стал Банк ТуранАлем (БТА). В 2003 году кредитное учреждение привлекло первый в Казахстане исламский кредит, а через два года совершило первую публичную сделку стоимостью 50 млн долларов, в прошлом году получило очередной кредит в 200 млн.

Недавно, как об этом писал «Эксперт Казахстан» (№18 от 14 мая 2007г.), БТА и Emirates Islamic Bank подписали меморандум о сотрудничестве, объявив о возможности создания в ближайшее время первого исламского банка в Казахстане. Он призван продвигать исламские финансовые продукты не только в Казахстане, но и в других странах СНГ.

В марте нынешнего года казахстанский Альянс Банк подписал соглашение о привлечении кредита по принципам исламского финансирования при содействии Calyon Corporate and Investment Bank SA и Abu Dhabi Islamic Bank. Сумма сделки составила 150 млн долларов, в ней приняли участие 19 банков-кредиторов из стран Ближнего Востока.

«Во-первых, для привлечения данного сегмента рынка необходимо создать условия для появления исламских инструментов, например, их листинга в РФЦА, – рассказывает г-н Узбеков. – Ключевым условием является создание правовых и регулятивных норм по использованию исламских инструментов в Казахстане. Во-вторых, успех их размещения в РФЦА будет зависеть от активной кампании по привлечению исламских управляющих активами».

...Если подойти с умом

К сожалению, положения национального законодательства пока препятствуют широкому распространению исламских финансовых продуктов в стране. Некоторые продукты исламского банкинга никак не вписываются в отечественное правовое поле. Ситуация осложняется и тем, что нет точного списка исламских продуктов, которые можно уже сегодня применять без соответствующих законодательных поправок.

К тому же в Казахстане нет госоргана или ведомства, способного компетентно трактовать нормы шариата, вычленять, вести грамотный учет и контроль подобного рода финансовых операций. Недостаточно опыта по порядку ведения соответствующей бухгалтерской и финансовой отчетности.

На данный момент "мурабаха" один из самых простых и единственный вид исламского финансирования, активно используемый в стране. Согласно принципам "мурабаха" банк покупает от имени клиента определенный товар (комплектующие, сырье, и т.д.), а затем продает его клиенту с наценкой. Величина добавочной стоимости заранее оговаривается сторонами и выплачивается в течение определенного срока в виде серии платежей. Такие продукты, как "мудараба", "иджара", "сукук", "мушарака" и другие, находятся в стадии изучения.

Особый интерес для нынешнего уровня зрелости казахстанского рынка представляют облигации "сукук". Расширение спектра предлагаемых к продаже ценных бумаг, основанных на исламских правилах, может существенно расширить поле деятельности на отечественном фондовом рынке, а также содействовать диверсификации инструментов инвестирования финансовых институтов. В концепцию развития финансового сектора Казахстана на 2001-2007 год государством внесены соответствующие предложения по развитию отечественного фондового рынка, в том числе за счет исламских финансовых продуктов.

«Выпуск исламских ценных бумаг с технической точки зрения аналогичен выпуску традиционных ценных бумаг, но различие состоит в том, что исламские облигации структурируются в соответствии с принципами шариата и данная структура должна быть подтверждена и одобрена советником шариата, – продолжает г-н Узбеков. – При инвестировании в исламские ценные бумаги в список эмитентов не включаются компании, производящие свинину, алкоголь, табак, торгующие этой продукцией; фирмы, представляющие индустрию развлечений (казино, кинотеатры и пр.), а также страховые и финансовые компании, живущие за счет процентов от сделок. Не входят в этот список производители и продавцы оружия и боевой техники».

«В перспективе, когда будет существовать база для осуществления исламского банкинга, можно говорить о более значительном расширении розничного бизнеса, поскольку многие исламские банки, проявившие интерес к рынку Казахстана, – розничные банки, – говорит Альмира Ахметкаримова. – Рост экономики – благоприятная почва для ритейла в целом, ее диверсификация исламскими продуктами отразится на улучшении благосостояния населения страны, что, несомненно, будет иметь позитивный эффект для макроэкономики Казахстана. Исламские инструменты, по сути, являются предфондовыми, то есть неким своеобразным промежуточным инструментом между инструментами коммерческого банкинга и рынка ценных бумаг».

Развитие исламского финансирования может открыть новые возможности для развития реального сектора казахстанской экономики, а также снять часть банковских рисков, связанных с финансированием вышеупомянутого сегмента.

«Внедрение принципов исламских финансов требует комплексного подхода как со стороны регулирующих органов, так и заинтересованных частных структур (банков, юридических фирм, предпринимателей). Необходима помощь Исламского банка развития в подготовке правовых документов и обучении банковских работников», – резюмировал Гани Узбеков.

Стоит заметить, что дальнейшее развитие нового типа банкинга во многом зависит от того, как быстро мы сумеем модернизировать национальное законодательство и как скоро поправки будут одобрены парламентом. Главное, что сейчас в Казахстане есть понимание необходимости в новых инструментах инвестирования и создается необходимая критическая масса для успешного проникновения и расширения исламского банкинга в отечественный финансовый сектор.


* «Мурабаха» – договор о партнерстве между двумя сторонами, в соответствии с которым клиенту производится поставка актива, приобретенного Банком по заявке этого же клиента. При этом цена поставки актива Банком определяется сторонами как сумма цены закупки и наценки, согласованной сторонами договора.

«Мудараба»
– договор о партнерстве между двумя сторонами, в соответствии с которым одна сторона – инвестор предоставляет активы, а другая сторона – предприниматель принимает их и использует с применением собственных трудовых ресурсов, в целях получения дохода и распределения его между сторонами в соответствии с договором.

«Иджара» - договор о партнерстве между двумя сторонами, в соответствии с которым приобретенное арендодателем (Банком) оборудование или другое имущество в собственность предоставляется арендатору в имущественный наем (аренду) во временное владение и пользование на согласованный срок, на платной основе.

«Мушарака» – форма партнерства на основе договора «шарика», в котором один из партнеров обещает постепенно выкупать долю другого партнера до тех пор, пока право собственности на долю не перейдет к нему полностью.



Тулкин Ташимов, Василий Калабин

Cтатья опубликована в журнале«Эксперт Казахстан» №21(123)





Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика