Мирная экспансия Востока

Демонстрация платьев-абай на европейском показе мод.

Демонстрация платьев-абай на европейском показе мод.

Теги:

0
08 Июня 2007г. (22 Джумада аль-уля)
Самый космополитичный город Саудовской Аравии – Джидда – раскинулся среди безжизненных песков и пересохших рек вдоль побережья Красного моря. Трудно представить, что ещё во второй половине XX века здесь не было ни асфальтированных дорог, ни машин, ни электричества.

Сегодня Джидда стремительно развивается, сохраняя, однако, свой восточный шарм и колорит. Цивилизация не вытеснила национальные традиции, скорее наоборот. Автострады, высотные здания, парки и фонтаны гармонично соседствуют с величественными дворцами и мечетями. Изменения, затрагивающие разные стороны жизни саудийцев, коснулись также и одежды. Именно в Джидде живут и работают дизайнеры, которые задают тон женской моде во всех странах Залива.

Женщины в Саудовской Аравии – большие модницы, они достаточно много времени проводят в магазинах, но все их ультрамодные наряды скрываются под платьями свободного покроя – абайами, которые также распространены и в других мусульманских странах.

Жительницы Юга Аравии, как правило, отдают предпочтение одежде чёрного цвета. Мода на чёрное господствует в регионе уже более полувека. Однако несколько лет назад, наиболее смелые представительницы прекрасного пола стали позволять себе выходить в свет, сочетая «несочетаемые», на взгляд саудийского обывателя, элементы в одежде.

Так, например, известный дизайнер платьев-абай – Тана Аддас вспоминает, что была шокирована, когда впервые увидела в супермаркете молодую женщину, которая надела на себя чёрное платье и белый платок: «Мои европейские друзья не понимают, почему вид этой женщины произвёл на меня такое впечатление. Как я им объясню, что женщина, одетая в чёрно-белую одежду, производит на жителя Залива примерно такое же впечатление, какое производит на европейца добропорядочная мать семейства, которая вышла на улицу в розовом купальнике и зелёных тапочках».

«Одежда чёрного цвета пришла в Саудовскую Аравию из Ирака и Сирии около 75 лет назад. В то время наше производство было, практически, «на нуле», и торговцы привозили свои товары, в том числе и одежду, из этих стран», – рассказывает профессор факультета национальной одежды и текстиля Риядского университета Лейла аль-Бассам.

С ней соглашается профессор географии Муссаид: «До того, как сирийцы и иракцы ввели моду на чёрный цвет, саудийские женщины одевались скромно, но ярко. Национальные костюмы шились из лёгких, светлых тканей и обильно украшались вышивкой и аппликациями. Чёрные платья-абайи вошли в моду у нас далеко не сразу. Это случилось после того, как к власти пришёл король Абдул Азиз, который, завоевав в 1932 году несколько удельных княжеств на территории полуострова, впервые в истории образовал централизованное государство».

Маналь Фагих, которая работает врачом, одна из тех, кто ратует за возвращение традиционной одежды в страны Персидского Залива. Маналь призналась, что ей никогда не нравилась чёрная одежда, однако она, желая соблюдать нормы общества, в котором она живёт, всегда носила её.

«Когда я впервые появилась на бизнес-конференции в белой абайе с вышитыми инициалами, все присутствующие замерли от неожиданности. После этого случая, наше общество разделилось на два лагеря: одни стали обвинять меня во всех смертных грехах, но зато другие полностью поддержали. Я рада, что саудийские женщины стали потихоньку задумываться о своей культуре и истоках. Я очень хочу, чтобы со временем в одежде наших женщин появились детали, которые смогли бы отразить их индивидуальность и принадлежность к великой культуре нашей страны».

«Когда я увидела женщину в белой абайе, то сказала себе: "Да! Она всё делает правильно". Наша религия – ислам, не ограничивает женщин в выборе цветовой гаммы. Единственное, чего мы должны избегать – это ярких, вызывающих расцветок в одежде. Всё остальное зависит только от женской фантазии, – говорит главный редактор журнала «Аль-Медина» Маналь аль-Шариф. – После того, как я увидела Маналь Фагих на конференции, то сразу же сшила себе абайю коричневого цвета. Таким образом я выразила свою солидарность».

До недавних пор традиционная абайа считалась бесформенным куском материи. Однако современные модельеры превратили этот примитивный предмет женского гардероба в стильную вещь, которая стала популярна даже за пределами исламских стран.

Тана Аддас считает, что «сегодня абайи не только скрывают женщину от посторонних взглядов, но и отражают её индивидуальность». Тана придумывает и конструирует традиционную арабскую одежду, однако в работе использует ткань самых известных фирм, таких как Roberto Cavalli, Burberry и Fendi. Самые дорогие абайи вышиты кристаллами от Сваровски, стоимость такого платье может достигать нескольких тысяч долларов.

Перемены в женской одежде происходят очень медленно. Пока цветные платья могут себе позволить только жительницы Джидды и других крупных городов КСА. Однако тенденция налицо.

Дизайнеры из Джидды считают, что не за горами время, когда чёрный цвет уступит место другим цветам, и тогда модели, разрабатываемые саудийскими кутюрье станут популярны не только в странах Залива, но и на мировых подиумах. Развращённый и феминизированный Запад покорится консервативному и нравственному Востоку, женщины удлинят юбки и наденут платки. И это уже не будет восприниматься как экзотика...

Подготовлено ИА "IN"

По материалам Washington Post и Gulf News.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика