Последствия принятия ислама булгарами

Bulgar_34
Объявление ислама государственной религией Булгарии, произошедшее 11 июня 922 года по григорианскому стилю, открыло новую страницу в жизни булгарского народа – если ранее он был лишь одним из многочисленных тюркских племенных союзов, то отныне стал северным форпостом исламской цивилизации. Став частью огромного исламского мира, бывшего в то время средоточием наук в море невежества, булгары принялись вбирать в себя всю ученость, накопленную человечеством и аккумулированную в мире ислама. Студенты из Волжской Булгарии отныне учились в университетах и медресе Благородной Бухары и Города мира – Багдада – крупнейших интеллектуальных центров того времени.


Необходимо отметить, что, невзирая на политические междоусобицы, уже в то время начавшие раздирать страны ислама, исламская умма продолжала представлять из себя единый организм. Ученые и торговцы, паломники-хаджии и суфии, поэты и студенты не знали границ внутри исламского мира и свободно по нему перемещались. Поэтому приобщение к исламской цивилизации не могло не дать мощнейший толчок интеллектуальному развитию булгарского народа.

О Волжской Булгарии пишут аль-Масуди ("Мурудж", "Китаб ат-танбих валь-ишраф"), побывавший в ней испано-арабский путешественник из Гранады Абу Хамид аль-Гарнати, живший в Афганистане неизвестный нам автор труда «Худуд аль-Алам» – «Пределы мира») и многие другие авторы, жившие в самых разных концах исламского мира. Булгария прославилась от Кашгара на территории современного Китая до Гренады в Испании. Современники далеко за пределами поволжского региона упоминают о людях с тахаллусом аль-Булгари – врачах и купцах, воинах и студентах. Пути булгарских купцов не ограничены теперь традиционными маршрутами – к соседним народам Поволжья, Урала и Западной Сибири, славянам и русам, в страны Северной Европы и к племенам Великой Степи – Дешт-и-Кыпчака. Их торговые пути отныне пролегают также в великий Хорезм и Багдад, и их принимают как мусульман, со всеми положенными для правоверных льготами.

Объявление Ислама государственной религией не могло не вызвать резкого неприятия в Хазарском каганате, где у власти находилась иудейская верхушка, и которому Волжская Булгария подчинялась. Фактически это для бывшего вассала каганата означало объявление государственного суверенитета. Отправка же посольства к главе иного государства, к тому же находящегося в состоянии войны с сюзереном, и по сей день является декларированием себя в качестве самостоятельного субъекта международного права. Всего этого хазарский каган вынести просто не мог. В бешенстве он пытается выместить свою злобу на мусульманах своей страны – в этом же 922 году он разрушает минарет главной мечети хазарской столицы Итиля и приказывает казнить ее муэдзинов. Из-за усилившихся гонений часть мусульман из Хазарского каганата вынуждена была эмигрировать в новообразованное мусульманское государство. И хотя документальные факты, подтверждающие это, нам не известны, но нет никакого сомнения в том, что это произошло.

Все вышеперечисленные факторы вывели Волжскую Булгарию в один из крупнейших цивилизационных центров этой части обитаемого мира, каковым она, а впоследствии и ее идейные наследники и являлись на протяжении длительного времени. Многие народы, также наравне с булгарами находившиеся в зависимости от хазар – марийцы, мордва и т.д., так и не создали собственных государств, а вошли в орбиту формирующегося Булгарского государства и продолжали в нем оставаться, испытывая его политическое, культурное и экономическое влияние. Специалисты по этническим контактам в Поволжье, например, пишут, что, если до второй четверти десятого века влияние булгар и марийцев было обоюдным, то уже с этой даты одно приобретает сугубо односторонний характер. Всем этим Волжская Булгария была обязана не силе своих воинов, и не торговой смекалке своих купцов – причиной всему был ислам – первая небесная религия, пришедшая в Среднее Поволжье. И именно ислам вывел булгар из состояния «один из многих» на место бесспорных лидеров в регионе. И поэтому, чувствуя силу ислама, этой идеологии единобожия, и, предвидя конец своей державы именно от носителей этой идеи, был так взбешен хазарский каган.

Ахмад МАКАРОВ

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика