Назад, в царскую Россию?!

Church_politics
Если в недавнем прошлом отрицание веры в Бога было одним из основных признаков настоящего советского человека, то в нынешней России вера в Бога, (точнее, конечно, в нашего, православного Бога!) стала чуть ли не главным индикатором встроенности гражданина в современное российское общество. В то же время можно уверенно утверждать, что большинство посещает церковь вовсе не из-за религиозных побуждений, а скорее из желания соответствовать господствующим социальным и культурным настроениям. Православие в «новой России», как и при царе-батюшке, является одним из видов национальной идентификации, различения между «своими» и чужими». «Быть русским значит быть православным», – сегодня, как когда-то в царской России, очень многие готовы согласиться с таким определением. Поистине выяснилось: от коммунизма до православия всего лишь один шаг. Впрочем, из опыта прошлого мы знаем, что верно и обратное...

Сегодня власть фактически признает православие государственной религией, и уже наблюдаются определенные знаки слияния государства и церкви. Иными словами, наметилась тенденция к «симфонии православия и государства», имевшей место в царской России. Создается впечатление, что те, кто ныне «делают погоду» в этой стране, не захотели утруждать себя поисками новых путей и решили просто воспользоваться опытом собственного прошлого. Но не опасно ли подражательство тому, что один раз уже привело к чудовищной катастрофе, как русскую империю, так и сам русский народ? Похоже, что об этом пока не думают, и напрасно, ибо делать из религии своего рода опознавательный знак в системе «свой-чужой» в такой мультирелигиозной и мультикультурной стране, каковой является Россия, это равносильно тому, что закладывать бомбу замедленного действия. Особенно в наши дни, когда русский народ переживает невиданный демографический кризис, и рост населения происходит, главным образом, за счет увеличения мусульман, к числу которых, хотя бы и номинально, принадлежит и значительная часть мигрантов.

Надо думать о том, что объединяет, а не раскалывает общество. Попытка вновь превратить православие в государственную религию – это хуже, чем преступление, это ошибка! И, может быть, поистине трагическая.

Если через какое-то время быть не православным, а, скажем, атеистом, иудеем, мусульманином или буддистом станет неприлично – сначала в бытовом, а потом и в политическом смысле, страна обретет все признаки фашистского или, если хотите, фундаменталистского (кто-то наверняка скажет ваххабитского!) государства: нетерпимого к чужому мнению, чужой культуре, чужакам и инородцам как таковым. Хотеть же этого, понятно, могут лишь враги России. Еще точнее: те, кто еще в девятнадцатом веке на карте мира на месте Российской империи написали «Русская пустыня»...

Для того же, чтобы этого не случилось, Кремлю, как представляется, необходимо, в первую очередь, приостановить всякую активность, направленную на слияние государства и церкви. Власть и религия должны находиться в четких и ясных взаимоотношениях, раз и навсегда (хотелось бы думать!) очертанных Конституцией, а любые попытки изменить их, какими бы благими намерениями они не мотивировались, следовало бы приравнять к антигосударственной деятельности. Да будет.


Валентин ПРУССАКОВ

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика