Франция никогда не забудет

inf_1746_diq
Отечественная война и мусульмане. Обычно при упоминании этого словосочетания на ум приходит ассоциация с Великой Отечественной войной, с многочисленными мусульманскими частями Красной армии, Мусой Джалилем, чечено-ингушскими бойцами-защитниками Брестской крепости.

Но была в истории России и другая Отечественная война, в которой мусульмане также принимали активное участие. Ранним утром 24 июня 1812 года войска Наполеона перешли через Неман и вступили в «варварскую Азию» – Россию. «Этим дикарям» они несли «европейский лоск и цивилизацию». Не правда ли, очень похоже на das neue Deutsche Ordnung – новый немецкий порядок, насаждаемый последователем Наполеона по фамилии Гитлер-Шикльгрубер.

Но почему-то «азиатские варвары» не захотели принять ни La belle France, ни Deutschland, объявленный uber alles, а решили остаться в своей собственной Азиатчине. И, отстаивая свои родные земли от нашествия фермеров из Эльзаса и Шампани, прибегали к чисто родным, гуннским приемам войны. Как говорится, не обессудьте, господа, как умеем, так и воюем!

К сожалению, поначалу это не приносило ощутимых успехов. Российская армия стремительно откатывалась на восток, оставляя города, села и помещичьи усадьбы. Одной из причин этого было и то, что наполеоновская армия отнюдь не представляла исключительно французское войско. Эта многоязычная рать включала в себя также поляков, итальянцев, испанцев, немцев, а также представителей множества других европейских народов. На нужды этой армии работала почти вся в то время уже промышленно развитая Европа, включая и не входившие во Французскую империю страны, уплачивавшие ей контрибуцию. И в этом тоже прослеживаются очевидные параллели с Великой Отечественной войной. В 1941-1945 годах на стороне фашистской Германии сражались войска Италии, Финляндии, Венгрии, Румынии, Словакии. Присутствовала на германских фронтах Голубая дивизия из официально нейтральной Испании. На экономику Германии работала промышленность захваченных ею Австрии, Чехии, Польши, Норвегии, Дании, Бельгии, Нидерландов, большей части Франции. Поэтому эти войны можно назвать российско-европейскими, в чем есть их сходство с крестовыми походами.

Как и во времена крестовых походов, когда мусульмане спасли от угрозы русские княжества, одними из самых активных защитников Российской империи были ее мусульманские подданные.

В этой связи уместно напомнить интересный факт: в той войне мы фактически не выиграли ни одного сражения на территории своей страны. Даже знаменитое Бородино закончилось скорее ничьей, хотя такого и вроде бы не бывает. Но как же тогда случилось, что бравые наполеоновские воители откатились назад и меньше чем через год представляли собой уже жалкую толпу голодранцев. Вспомните знаменитое «как француз при Березине», что отнюдь не является символом французской галантности. Кто же довел бедолаг до такого состояния?

Гусарский полковник Денис Давыдов – кстати, пензенский помещик тюркского происхождения – предложил императору и главнокомандующему Кутузову организовать летучие отряды в тылу врага; главной их задачей была дезорганизация вражеских коммуникаций, отлов их фуражиров и прочих снабженцев. Эта идея понравилась государю императору, и было с успехом претворена в жизнь. Из татар, башкир, казаков, калмыков и регулярных частей конницы были сформированы летучие отряды, которые с успехом проводили операции под самым носом французской армии. Одетые в лисьи и волчьи малахаи и бараньи папахи, они верхом на лошадях неожиданно налетали на вражеские арьергарды, обстреливали их из луков, выхватывали ременными и волосяными арканами.

И продолжалось это до самого Парижа. А до города Парижа далеко. Недаром французский поэт написал: «Франция никогда не забудет киргиза, напоившего коня из Сены», только это не о киргизах и казахах, которых не было в российской армии в то время, а про наших дедушек. Конечно, не забудет, любой запомнит это кошмар, приходящий к тебе по ночам на протяжении долгих десятилетий после окончания войны.

Но вот постреляли из луков «белые амуры» (название, данное поэтическими французами башкирским воинам) в последний раз под Лейпцигом, и возвратились домой. А потом в далекой Челябинской области, тогда еще Оренбургской губернии, возникли села Париж, Берлин, Фершампенуаз. Мечеть в этом самом Фершампенуазе сохранялась в самое глухое атеистическое советское время.

Как видите, этноконфессиональный состав летучих отрядов был весьма пестрый, но преобладали в них все же последователи ислама. И еще долго сохранялись в татаро-башкирском фольклоре песни, сказки и даже марши, повествующие о борьбе с врагом, пришедшим к нам из виноградников Шампани и берегов Роны.


Ахмад МАКРОВ

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика