В Тринидаде и Тобаго празднование дня Ашура превратилось в общенациональную традицию

В Тринидаде и Тобаго традиционные шествия в день Ашура, когда шииты поминают имама Хусейна, стали чем-то большим, чем шиитская религиозная практика, превратившись в широком смысле в национальную традицию, которую поддерживает все местное население, сообщает – Trinidad Express. Особо не вдумываясь в смысл религиозного шествия, жители местных деревень на острове Тринидад вместе с мусульманами-шиитами в день Ашура выходят на улицы одетые в праздничные одежды и под звуки барабанов, размахивая разноцветными флагами, устаивают трехдневный карнавал, отмечая таким образом праздник, называемый местными жителями Хосей. Название Хосей происходит от арабского имени Хусейн, как звали внука Пророка. Хотя события, породившие празднование Хосея, имели место в Ираке 1325 лет назад, они до сих пор горячо переживаются современными мусульманами. После ночи «маленького Хосея», когда вспоминается гибель шестимесячного сына имама Хусейна, наступает день «большого Хосея», когда вспоминают смерть самого имама. Каждый элемент праздника Хосей, например большие расписанные орнаментами транспаранты, украшающие улицы и называемые «таджа», имеет свой смысл, понятный в основном только шиитской общине мусульман.

В этом году в 153й раз на кануне дня Ашура вечером на улицах появились тележки с закрепленными на них флагами. Религиозный ритуал в начале поддерживался наемными работниками, занятыми на плантациях сахарного тростника. В конце XIX века празднования перенеслись на улицы городов и деревень. В наши дни крупнейшие празднования проходят в Сентджеймсе и Седросе. В других деревнях празднования проходят с меньшим размахом. Красочная процессия в Сентджеймсе также является наиболее сложной. В свое время посмотреть на процессию собиралось до десяти тысяч зрителей. Во второй половине XX века Хосей стал, пожалуй, самой непонятной местной традицией. Из торжественной процессии он превратился в шумное празднество. Зрители присоединялись к шествующим и с криками «Хосей! Хосей!» под звуки барабанов придавались распитию спиртных напитков, не упуская такую возможность всякий раз, как по мере продвижения процессии попадались питейные заведения. Отмечаемый таким образом в течение четырех дней и трех ночей ритуал пережил большие трудности в связи с буйным поведением его участников. В конце XIX века власти пытались ввести запрет на карнавальное шествие, в результате чего оно переросло в кровавое противостояние.

Колониальное правительство в 1884 году ввело запрет на все виды парадов в городах, но, несмотря на запреты, люди вышли на улицы. Полиция открыла огонь по демонстрантам, в результате чего два десятка человек было убито и 120 ранено. Среди пострадавших оказались люди разных культур и религий, что говорит о сложившемся уже в то время национальном характере праздника. Празднования в Тринидаде привлекают внимание ряда исследовательских институтов, откуда ежегодно приезжают ученые и студенты в области истории и национальных культур. Смитсонийский институт – один из многих, изучающих традиции, сложившиеся в Сентджеймсе. «Множество людей думают, что это празднование имеет отношение только к мусульманской или индуистской общине», – говорит исследователь истории праздника Мухаммад Эмамали. «Я хочу сказать, что с самого начала он не являлся только таковым... Хосей стал праздником общим для всех и, конечно же, в том виде, как он празднуется в стране, он уникален и в этом его своеобразие как особого тринидадского праздника». «Чтобы принять в нем участие, [от людей] не требуется ничего, кроме должного уважения», – говорит он.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика