Детский лагерь по-турецки

Дети слушают рассказ на природе
Летний детский лагерь ассоциируется у старшего поколения с играми в «Зарницу», озорным барахтаньем в соленых водах Черного моря, и фонариком под одеялом, которым светил незабвенный Костя Иночкин в комедии «Добро пожаловать, или посторонним вход запрещен». С советских времен многое изменилось, и нынешняя «продвинутая молодежь» едет в школьные лагеря не прыгать через речку, а «отрываться по-взрослому» и «ловить кайф».Переводя на нормальный язык, это означает, что после отбоя в палатах щедро откупоривается дешевое пиво, на дискотеках вожатые раздают презервативы, а родители хватаются за валидол, если, конечно, их головы посетит догадка о том, сколь «плодотворно» их отпрыски проводят лето. Разумеется, ни один находящийся в здравом уме мусульманин не пошлет свое чадо в такой лагерь, а устроить ребенку веселые и запоминающиеся каникулы все же хочется. Исламский детский лагерь – это то, о чем мечтают многие родители-мусульмане.

Обучение основам Ислама, новые друзья, спортивные игры – хорошо организованный мусульманский лагерь способен подарить детям не только всплеск свежих впечатлений, но и множество полезных базовых навыков и знаний, легко усваиваемых в той игровой форме, в какой они преподносятся на отдыхе.

Мусульманский лагерь для детей в России – кому-то это покажется экзотикой, кому-то несбыточной мечтой. Тем не менее, во многих исламских странах такие лагеря стали обыденностью. В этом году один из турецких детских мусульманских лагерей впервые приехала группа детей из России. Корреспондент ИА IslamNews встретился с Рашидом Исхаковым, отцом одного из побывавших в лагере мальчиков.

- Не могли бы Вы рассказать подробнее, кто был инициатором поездки российских детей в этот лагерь и на что, главным образом, в нем делался упор?

- Лагерь был организован турецкой стороной, которая и пригласила на отдых детей из России. В нем было шесть групп – по восемь детей в каждой из ней – и одна из этих групп была российской, остальные – турецкие. Это был первый опыт вывоза наших детей в иностранный лагерь такого рода.

- Каков был возраст приехавших из России детей?

- Это были дети от семи до тринадцати лет.

- В чем заключалась исламская составляющая лагеря: в нем были предусмотрены какие-то религиозные образовательные программы или же это был просто отдых по Шариату?

- Там были как религиозные программы, так и спортивные игры: футбол, бассейн, баскетбол, настольный теннис, шахматы. Ребята совершали пятикратный намаз, им читались лекции по Исламу. У организаторов лагеря были некоторые очень интересные задумки: например, в течение дня детей снимали скрытой камерой, а к вечеру монтировали забавные короткометражные фильмы с их участием, которые в конце дня демонстрировали. Ребята хохотали, живо обсуждали увиденное, им эти видеоролики очень нравились.

- На Ваш взгляд, насколько осуществима организация подобных лагерей в России?

- На мой взгляд, нашим мусульманам не хватает организованности, потому что деньги найти можно, отыскать территорию – тоже не проблема. Беда в том, что у большинства российских мусульман просто нет желания заниматься вопросами летнего досуга собственных детей. Причем каждому в отдельности, у кого есть дети, это «жизненно необходимо», но вот почему-то собраться и вместе осуществить задуманное родители не могут. Сложность только в этом – потому что объективных препятствий для организации детских мусульманских лагерей нет.

Единственное, что, возможно, труднее будет договориться об открытии лагеря в Подмосковье, а вот устроить нашим детям отдых и обучение в Татарстане – вообще не проблема.

Если говорить о моем личном опыте, то прошлым летом я возил своего сына в халяльный детский лагерь в Набережные Челны. В этом же году я специально поехал вместе с сыном в Турцию, чтобы своими глазами посмотреть, как это все делается, набраться опыта. И я обратил внимание, как легко сын научился выполнять основные обязанности мусульманина: он налету запомнил алгоритм намаза и именно он будит меня теперь на утреннюю молитву.

- Одна из функций исламского лагеря – воспитательная. В свете этого, каковы вообще основные проблемы, с которыми сталкиваются родители-мусульмане при воспитании детей в неисламской стране?

- Нашей семье в определенном смысле повезло: мой сын ходит в школу, где ученики начальных классов – с первого по четвертый – занимают отдельный от остальных школьников корпус. Но при том, что это несомненный плюс, даже в изолированном от старшеклассников здании тоже возникают свои сложности. К примеру, в кабинках московских школьных туалетов нет дверей. Разумеется, ребенок-мусульманин стесняется ходить в туалет в таких условиях – они не соответствуют Шариату. Я пытался поговорить об этом с администрацией школы, но учителя развели руками, говоря, что это все делается в интересах контроля: чтобы дети не курили, запираясь в кабинках. Но это несерьезный подход: ученики спокойно курят за школой, около школы, и никакое отсутствие дверей в туалетах от этого не спасает.

Вторая проблема – это отношение к детям. Я обратил внимание, что в Турции воспитатель стремится установить со своими подопечными простые, дружеские отношения. Турецкие учителя очень терпеливы, не ленятся объяснять детям пройденный материал несколько раз, если они чего-то не поняли. Там нет принудиловки, нарочитого навязывания чего-то ребенку против его, воли, давления на школьников. Обучение проходит преимущественно в легкой, игровой форме.

Третий момент – в Турции с детьми проводят очень эффективные беседы о вреде наркотиков, алкоголя, курения. Это, увы, очень актуально для нашей страны, ибо приблизительно с 12 лет школьники начинают пробовать все это, а сигаретами начинают «баловаться» и того раньше – чуть ли не с класса четвертого. Самое ужасное, что в наших школах только говорят: «нельзя пить», «нельзя курить», но не ведут никакой реальной контрпропаганды, не предлагают подросткам альтернативы, способной заинтересовать их. Школьники брошены на самотек, предоставлены самим себе. Во времена нашего детства учителя болели за детей душой, а не только формально учили. Сейчас же средний учитель, отработав свои сорок пять минут, забывает о детях и ему совершенно все равно, что происходит в их жизни, чем они заняты...

- А какие меры по борьбе с вредными привычками в школе Вы считаете действительно эффективными?

- Я думаю, основополагающая роль в этом принадлежит семье. Если родители объясняют детям, почему некоторые увлечения не приносят пользы, риск, что они пристрастятся к чему-либо пагубному для их здоровья, уменьшается. Очень хорошее влияние оказывает просветительское кино. Например, я могу порекомендовать школьникам фильм профессора Жданова из Новосибирской академии наук, который посвящен воздействию курения и алкоголя на организм. Я считаю, что этот фильм нужно показывать в каждом классе, потому что стоит лишь его посмотреть, и любой человек тут же бросит пить и курить, потому что эта документальная работа профессора Жданова производит очень сильное эмоциональное впечатление. Но, понимаете ведь, что в современной России есть такая проблема – хорошие фильмы снимаются чуть ли не полуподпольно, а под программы типа «Дом-2» выделяются целые киностудии...

- К сожалению, это все делается целенаправленно – точно так же, как производителям табака и спиртных напитках выгодно рекламировать определенный образ жизни.

- Увы, эта проблема тоже присутствует: скажем, Минздрав выделяет деньги на борьбу с алкоголизмом, а Государственная Дума до сих пор отказывается признать пиво алкогольным напитком, согласно действующему законодательству оно квалифицируется как «слабоалкогольный». В Европе, для сравнения, пиво расценивается как совершенно эквивалентный иным алкогольным напиткам продукт. В России же запрет на рекламу спиртных напитков по телевидению почему-то не распространяется на пиво, и оно буквально «льется рекой» со всех экранов. Как следствие, все больше распространяется и пивной алкоголизм, потому что понятия «слабоалкогольный» и «сильноалкогольный» надуманны и существуют лишь на бумаге у чиновников. Если же пообщаться с медиками, то они единогласно подтвердят, что пивной алкоголизм гораздо тяжелее, чем какой бы то ни было другой. Пиво – это как сигареты: стоит к нему привыкнуть, и бросить это занятие гораздо сложнее, чем перестать пить водку.

- Демонстрация просветительских фильмов в школах – это, конечно, хорошо, но у подростков есть свойство с недоверием относиться к тому, что идет от учителя и поступать наперекор диктату старших, невзирая на разумные доводы. В то же время существуют подростковые журналы, особая субкультура школьников, в которой культивируются определенные критикуемые в научно-популярных фильмах увлечения. К примеру, слушание современной музыки идет бок о бок с подражанием ее исполнителям, в жизни которых зачастую наркотики и алкоголь занимают особое место. В этих же журналах нередко рассказывается о том, как «легко», словно по мановению волшебной палочки, можно «завязать с наркотой», ненавязчиво преподносится информация о разных наркотиках...И все это существует параллельно какой бы то ни было учительской работе и имеет на подростков гораздо более убедительное воздействие...

- Против всей этой подростковой субкультуры можно бороться исключительно при помощи создания привлекательной альтернативы. Надо создавать свои журналы, свое телевидение. И другого пути нет.

Если говорить о нас, мусульманах, то для того, чтобы работать над реальной альтернативой, нужно, чтобы у нас была сильная умма. А уже для того, чтобы она возникла, каждый мусульманин должен приподниматься над своими сугубо частными меркантильными интересами. Люди, способные вложить средства в исламские социальные проекты, не должны класть деньги исключительно к себе в карман – им стоит, следуя исламским столпам, жертвовать часть денег на нужды общества.

- То есть мы возвращаемся к разговору о необходимости развития в себе исламской ментальности и религиозных стимулов к тому, чтобы изменить окружающее нас общество...

- Я знаю немало примеров, когда благодаря религии человек бросал курить или пить. А когда речь идет о страсти к наркотикам, это вообще единственный стимул, достаточно весомый для того, чтобы найти в себе силы и отказаться от них. Поэтому мы и заинтересованы в том, чтобы было больше исламских просветительских программ среди молодежи.

Автор: Фатима Анастасия Ежова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика