Как можно полагаться на Россию?

Здание Министерства иностранных дел России
Такой вопрос, к моему глубокому сожалению, мне неоднократно приходилось слышать от представителей южных государств, указывавших, (увы, справедливо), на загадочные колебания российской политики последнего времени.

Россия – «главная защитница интересов ислама», заявил не так давно президент Путин. Многие мусульмане в разных странах мира дружно ему зааплодировали, ибо услышали то, что давно хотели услышать. Однако, как показывает жизнь, позиция Москвы в отношении ислама и исламских государств остается трагически непоследовательной. Самый красноречивый пример, пожалуй, ее позиция в отношении Ирана.

До недавнего времени Россия считалась верным союзником Тегерана. Она достраивала Бушерскую АЭС. Она поставила крупную партию зенитных установок «Тор» для защиты этого и других стратегических объектов ИРИ. И, что ничуть не менее важно: Россия прикрывала Иран в Совете Безопасности ООН, давая ясно понять, что она готова наложить вето на любую резолюцию, предусматривающую применение силы.

Надо прямо сказать: сотрудничество России с Ираном никогда не напоминало собой улицу с односторонним движением. Оно всегда было взаимовыгодным. Одно лишь российское участие в иранской ядерной программе должно было принести нашей стране около 10 млрд. долл. (по крайней мере, такова оценка «Уолл-стрит джорнэл»). Эксперты разных стран отмечали: «Иран – стабильный рынок сбыта российских машин, оборудования и транспортных средств. Вместе с металлопродукцией доля этих товаров в российском экспорте составляет 80%» («Независимая газета», 16.01.2006).

Чрезвычайно перспективны и общие проекты в нефтегазовой сфере. «Газпром» разрабатывает месторождение «Южный Парс». Возможно его участие в строительстве газопровода Иран-Пакистан-Индия. Это сулит не только солидные прибыли, но и позволит переориентировать энергетические потоки с Запада на Восток, что в дальнейшем должно снизить зависимость России от европейских рынков сбыта. В силу своего географического положения Иран – его называли когда-то «сердцем мира», является важным транзитным узлом, соединяющим наиболее динамично развивающиеся регионы мира с сырьевыми районами. Неслучайно американцы рвутся туда. Но в отличие от них России не требуется применять силу, чтобы установить контроль над трансконтинентальными потоками товаров. Уже несколько лет успешно функционирует транспортный коридор Север – Юг, соединяющий Балтику с Персидским заливом через Каспийское море. Главным же, пожалуй, является то, что дружественный России Иран – это гарантия мира на наших южных рубежах. Аналитики из «Независимой газеты» подчеркивают: «Иран фактически оказался островом относительной стабильности в центре, пожалуй, самого нестабильного региона в мире». Более того, как считают некоторые эксперты, Тегеран удерживает бывшие советские республики – Азербайджан, Армению, Таджикистан, Туркмению – от чрезмерного сближения с США. Короче говоря, потенциал сотрудничества России с Ираном огромен. Тем драматичнее выглядит то, что обозначилось весной нынешнего года. Москва фактически отказалась от завершения строительства АЭС в Бушере. И активно способствовала принятию резолюции 1747, налагающей санкции на Иран. Российская прозападная пресса не без видимого удовольствия указывала на то, что «единство Совбеза было сохранено во многом благодаря настойчивости России» («Время новостей», 26. 03. 2007).

Этот неожиданный (по крайней мере, для иранцев) кульбит вызвал крайнее возмущение у руководства ИРИ. Государственное телевидение назвало Россию «ненадежным партнером». А один из депутатов меджлиса, отказавшись от всякой политкорректности, определил россиян как «наглых вымогателей» («Московские новости», № 9-10, 2007).Понятно, что слышать подобные заявления обидно. Но нельзя не признать, что они справедливы. В результате чересчур «гибкой» политики российской элиты (вообще говоря, довольно часто совсем неясно, что она собой представляет и кому служит. – В. П.), наша страна утрачивает влияние не только, но и в других исламских странах. Мусульманская умма и весь третий мир, несомненно, отметили, с какой легкостью Москва сдавала и продолжает сдавать своих союзников. Автору этих строк, например, неоднократно говорили об этом арабские дипломаты и журналисты, подчеркивавшие, что «российская политическая элита на протяжении двух последних десятилетий делает свой бизнес на предательстве». Наджибулла, Милошевич, Хусейн – как бы не относиться к этим противоречивым фигурам, но они стали мучениками, после того как российское руководство откровенно сдало их американцам. Приход к власти Путина возродил надежду на проведение более ответственной и самостоятельной политики. Но, к сожалению, эти ожидания все еще не нашли достойного подтверждения делами. Газета «Уолл-стрит джорнэл» недавно писала, что Москва «сдалась под напором международного давления по проблеме Ирана», получив при этом какие-то туманные обещания Запада. В то же время ведущий рупор американских деловых кругов справедливо отметил, что отныне некоторые страны «будут хорошенько думать прежде, чем становиться клиентами Москвы».

Как сказал автору этих строк один весьма ответственный представитель дипломатического ведомства Саудовской Аравии, «до тех пор, пока Россия продолжает прогибаться перед американцами, не может быть и речи ни о каком реальном сотрудничестве с нею, и никто не может всерьез воспринимать все ее разговоры относительно стратегического партнерства с исламскими странами. Как можно доверять тем, кто на протяжении ряда лет только и делает, что предает всех и каждого?». Должен признаться, что у меня не нашлось ответа на эти неприятные слова, соответствующие, увы, тому, что может видеть каждый из нас.

Автор: Валерий Петров

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика