Имам Абу Дауд

Перу Абу Дауда принадлежат немало замечательных трудов

Перу Абу Дауда принадлежат немало замечательных трудов

Теги:


0
19 Июля 2011г. (17 Шабан)
Немногим более недели осталось до начала священного месяца Рамадан. Это месяц духовного совершенствования, время совершения благих дел, чтения Корана, а также проявления мусульманской солидарности и сплоченности. Но главным атрибутом Рамадана, без сомнения, является пост.



«Кто продержит пост в Рамадан, а потом вслед за ним шесть дней Шавваля, у того пост будет подобен продержанному целый год», – эти слова пророка Мухаммада (мир ему), приводит в своем сборнике хадисов выдающийся исламский ученый имам Абу Дауд.



Абу Дауд Сулейман ибн Ашас ибн Исхак ибн Башир ибн Шаддад ибн Умар ибн Имран аль-Азди Саджастани родился в 202 году по хиджре в Хорасане – регионе, занимавшем северо-восточную часть современного Ирана, добрую половину Афганистана и часть территории Туркмении. Он принадлежал к арабскому племени азд. Хотя родился он в городе Саджистан, но большую часть своей жизни провел в Басре, которая была центром исламской учености того времени. Имам Абу Дауд также путешествовал в поисках знаний, собирая по пути хадисы. Много раз он бывал в Багдаде, посещал также Хиджаз, Египет, аль-Джазиру, Нишапур, Сирию и Исфахан.



Имам Абу Дауд был наделен исключительным умом. Ему достаточно было прочитать книгу всего один раз, чтобы целиком запомнить все ее содержимое. Он был хорошо знаком с критикой хадисов, прекрасно различал достоверные хадисы от слабых и недостоверных.



Неоспоримым авторитетом среди хадисоведов jcj,j пользуются четыре человека: имам Бухари, имам Муслим, имам Абу Дауд и имам Насаи. Имам Абу Дауд жил в то время, когда мусульманский мир был полон выдающихся ученых. Он был настолько сведущ в хадисах, что многие считали его имам-аль-мухаддисом своего времени.



Помимо прекрасного знания хадисов имам Абу Дауд был также выдающимся юристом, тонко разбирался в вопросах фикха и иджтихада. Он был религиозным человеком, вел благочестивую и довольно аскетичную жизнь. Большую часть своего времени Абу Дауд посвящал поклонению и поминанию Аллаха. При этом он обычно старался держаться подальше от людей, занимающих высокое положение в обществе, избегал компании правителей и придворных.



Рассказывают, что один из рукавов у имама Абу Дауда обычно был шире, чем другой. Когда его спросили о причине такого несоответствия, он ответил: «Это для того, чтобы хранить записи о хадисах. В том, чтобы сделать шире и другой рукав, я считаю, нет необходимости». Не вполне ясно, к какой именно школе научной мысли он принадлежал.



Некоторые ученые говорят, что он был знатоком права ханбалитского масхаба, другие считают его шафиитом.



Его труды



Имам Абу Дауд собрал хадисы от 300 человек, которые были его учителями. Наиболее выдающимися среди них были: имам Ахмад ибн Ханбаль, Исхак ибн Рахавайи, Абу Таур, Яхья ибн Маин. Чтобы понять, какое высокое положение он занимал, достаточно сказать, что он рассказывал хадисы учителям имама Ахмада. Имам Ахмад ибн Ханбал также передал один хадис от него. Среди учеников имама Абу Дауда такие великие личности, как: Ибн Араби, Абу Иса аль-Тирмизи и Абу 'Абдуррахман Насаи.



Именно они донесли до нас его знаменитый труд «Сунан Абу Дауд». Одним из его учеников был и имам Муслим. Среди основных работ имама Абу Дауда:

«Китаб аль-рад аля ахль аль-кадар»

«Китаб аль-масаиль»

«Муснад малик»

«Китаб аль-марасиль»

«Сунан Абу Дауд»



«Сунан Абу Дауда»



Несомненно, «Сунан Абу Дауда» – самое известное произведение ученого. Сборник содержит 4800 рассказов о поступках и высказываниях пророка Мухаммада (мир ему), тщательно отобранных из 500 тысяч хадисов.



Работа над этим трудом была завершена в Багдаде в 241 году по хиджре. По завершении книги Абу Дауд представил ее своему любимому учителю имаму Ахмаду ибн Ханбалю, которому она очень понравилась.



«Сунан Абу Дауд» занимает почетное положение в сокровищнице исламских знаний: большинство ученых ставят его на третье место среди шести наиболее авторитетных сборников хадисов – после «Сахиха аль-Бухари» и «Сахиха Муслима».



Приведем несколько высказываний исламских ученых относительно «Сунана Абу Дауда»:



Аль-Хаттаби сказал: «Сунан Абу Дауда» – это замечательная книга. Не было до сих пор подобного ей труда в сфере религиозных наук. Она пользуется заслуженной популярностью среди людей и является авторитетным источником для теологов и правоведов.



Ибн аль-Джаузи сказал: «Абу Дауд был неординарным специалистом по хадисам и выдающимся ученым. Никто не составил такой книги, как его «Сунан».



Ибн Касир отметил: «Сунан Абу Дауда» считается среди ученых известным и популярным трудом.



Сам имам Абу Дауд говорил: «Из этой книги четырех хадисов достаточно для умного и проницательного человека:



- О деяниях следует судить только по намерениям.

- Правильное следование исламу отчасти заключается в том, что человек оставляет то, что его не касается.

- Никто из вас не может быть верующим, если не желает своему брату того, чего желает себе.

- Разрешенное (халяль) является ясным, и запрещенное (харам) является ясным, а между этими двумя находится сомнительное. Кто воздерживается от сомнительного – спас свою религию.



Исламским традициям, рассказы о которых собраны в «Сунане Абу Дауда», следовали сподвижники пророка Мухаммада, и все последующие поколения мусульман. Он является одним из основных источников знаний о мнениях по правовым вопросам, которых придерживались имам Малик, Суфьян аль-Саури и аль-Аузаи. Она выступает в качестве арбитра для разногласий среди юристов. К этой книге прибегают для разрешения разногласий, возникающих порой между исламскими правоведами.



Его смерть



Имам Абу Дауд умер в пятницу, 16 шавваля 275 года по хиджре в возрасте 72 лет.



"OnIslam"

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика