Что пропагандирует Ислам: культ девственности или культивацию целомудрия?

Влюбленные мусульмане вступают в исламский брак
Во многих мусульманских обществах согласно сложившимся адатам девственности невесты, вступающей в брак, принято придавать особый сакральный статус, который в смысловом отношении уже несколько обособляется от собственно шариатского положения о недопустимости секса вне четко ограниченных Шариатом рамок. Справедливости ради, отметим, что радение о женском целомудрии и о том, что на протяжении жизни женщина должна иметь лишь одного сексуального партнера – ее единственного мужа, было издревле свойственно не только исламским народам. Допустим, такие "красочные" обычаи, как мазание дегтем ворот дома, в котором девушка потеряла целомудрие до свадьбы, или демонстрация "кровавых простыней" после первой брачной ночи, можно было наблюдать и в далеких от Ислама народных культурах – в частности, подобные практики были распространены на Руси в древности. Каково отношение Ислама к вопросу о девственности, которое множество мусульман полагает более чем трепетным и бескомпромиссным? Действительно ли твердая убежденность, что женщина на протяжении жизни может знать только одного полового партнера – ее первого мужчину (за исключением тех случаев, когда она овдовела или развелась), имеет твердые религиозные корни в Исламе? Для множества мусульман такой взгляд на отношение к статусу женщины с точки зрения исламского брака – незыблемо в своих основах и неоспоримо. Но действительно ли это шариатская позиция по вопросу или речь идет об адатах (местных обычаях народов, принявших Ислам)? В какой степени национальные адаты в этой сфере противоречат Шариату, а в какой мере допустимы постольку, поскольку не противоречат ему?



Вот как разъясняет этот вопрос ливанский муджтахид Мухаммад Хусейн Фадлулла: "Действительно, есть некоторые хадисы, которые содержат рекомендации Пророка (мир ему) жениться на девственницах, но это вовсе не означает, что девственность имеет какой-то сакральный статус. Думаю, этот совет основан на том, что девственница, прежде не бывавшая в браке, открывается своему мужу с большей преданностью и больше привязывается к нему, поскольку ее муж является первым мужчиной в ее жизни, а когда супруг или супруга является первым близким в интимном отношении человеком в чьей-либо жизни, это вполне естественно, что чувства этого мужчины или этой женщине к своей жене или своему мужу отличаются от тех, которые испытывает человек, до этого имевший сексуальный опыт в предыдущем браке. Я согласен с тем, что обычаи, утвердившиеся в обществе, придали девственной плеве статус некой важной ценности, полагая также, что женитьба на девственнице, которая предполагает "разрыв гимена", связана с неким насилием и утверждением мужской натуры и силы. Но это связано с установками и традициями общества, а не с религиозными предписаниями.



С точки зрения религии, девственность становится символом целомудрия тогда, когда она противопоставляется утрате невинности в результате прелюбодеяния, однако если потеря девственности произошла в законных с точки зрения Шариата рамках, то она не может оцениваться негативно, точно так же как и девственность не имеет сакрального статуса, если только не принять во внимание, что она позитивно сказывается на взаимопонимании супругов".



Таким образом, вопреки сложившимся в некоторых мусульманских обществах стереотипов, во времена Пророка (мир ему) разведенная или овдовевшая недевственница пользовалась почетом и не испытывала проблем с тем, чтобы повторно выйти замуж. Здесь стоит отметить, что в силу частоты войн между мусульманами и язычниками многие женщины становились вдовами, случались и разводы, поэтому мусульманка, вступавшая в брак во второй, в третий или даже в четвертый раз, пользовалась уважением и не считалась "порченым товаром".



Правда, некоторые приверженцы этнических адатов рассуждают в таком ключе: "Да, можно жениться не на девственнице, но если я считаю, что такая женщина – это секонд-хэнд, Шариат же не запрещает мне предпочесть девушку, не знавшую мужчин? Точно так же, если я татарин – никто же не мешает мне предпочитать жениться на женщинах своей, а не чужой нации?" Формально эти мусульмане, может, и правы – благо и хадис о предпочтительности женитьбы на девственницах существует (другой вопрос, как его трактовать). Но, с другой стороны, не нарушая буквы Ислама, они вступают в противоречие с его духом, а более конкретно – с практикой и этикой Святого Пророка (мир ему).



Первая любимая жена Пророка (мир ему) Хадиджа (мир ей) до брака с ним дважды побывала замужем и имела детей от предыдущих браков. Тем не менее, Пророк (мир ему) не побрезговал ею из-за этого (как это в порыве заносчивости делают некоторые современные мусульмане), а, напротив, окружил ее такой любовью и заботой, что не смотрел ни на каких других женщин вплоть до ее кончины. Более того, Хадиджа (мир ей) считается одной из четырех наиболее праведных женщин мира (наряду с Асией, Марьям и Фатимой-Захрой, мир им всем), и тот факт, что она вышла замуж за Пророка (мир ему), будучи сексуально опытной женщиной, не помешало ей достигнуть такого высокого сакрального статуса. Скептики могут язвительно заметить, что это, мол, исключение, что Хадиджа (мир ей) добилась такого положения благодаря бескорыстной любви и следованию за Пророком (мир ему), что заставляет закрыть глаза на ее изначальный (с точки зрения ханжей) "женский изъян". Однако из девяти последующих жен Пророка (мир ему) лишь Мать Правоверных Айша была девственницей – а, между тем, это та жена Пророка (мир ему), отношение к которой в умме мусульман наиболее неоднозначно – от восторженного среди суннитов до критического среди шиитов. И получаются, что высокомерно рассуждающие о "товаре секонд хенд" "этнические" снобы в своем желании "быть святее папы римского" зарываются, силясь превзойти в мнимом "благочестии" (как оно им видится с позиций их доморощенной ханжеской морали) самого Пророка Мухаммада (мир ему)!



Во всяком случае, девственность сама по себе, как голый физиологический факт, не может считаться добродетелью. По большому счету, гимен – это просто часть тела, присущая девушке, ни разу не вступавшей в половой акт – причем у некоторых девочек в силу врожденной патологии девственная плева отсутствует. Здесь правоверным мусульманам стоит проявлять особую чуткость и исходить из принципа доверия к человеку. Если опытный врач говорит, что речь идет об изначальной аномалии, аморально устраивать сцены, которые некоторые ближневосточные женихи разыгрывают перед своими невестами, которых перед свадьбой ведут на осмотр к гинекологу (что тоже – само по себе – в некоторой степени дико). Когда врач констатирует наличие редкой, но встречающейся аномалии (собственно, и не такое бывает – в учебниках по гинекологии описаны случаи двурогих маток, наличия двух влагалищ или же, наоборот, полного отсутствия вагины и матки у новорожденных девочек), а девушка в слезах клянется, что чиста и целомудренна, горячие восточные мужчины нередко устраивают бурные сцены обличения "распутницы", громко разрывая помолвку и приводя ни в чем не повинную девушку в состояние глубокого психологического стресса.



Все это является грубым нарушением этических норм Ислама, постулирующего презумпцию невиновности человека и призывающего супругов к доверию еще до заключения брака. Разумеется, если невеста не является девственницей, по Шариату она должна честно рассказать об этом будущему супругу. С одной стороны, он имеет право в таком случае отказаться от намерения жениться, с другой стороны, мусульманин должен учесть, что все грехи, совершенные до принятия Ислама, считаются прощенными после произнесения шахады, и если невеста утратила девственность до того, как стала мусульманкой, то благороднее для жениха – закрыть глаза на это: возможно, он получит любящую и верную жену, которая станет ему надежной опорой и будет вносить в его жизнь красоту и радость. Наконец, к разведенной или овдовевшей женщине с точки зрения Ислама вообще вопросов и претензий быть не может.



Наконец, Ислам не является религией ханжей. Стержень Ислама, его сакральная ось – полное подчинение человека Создателю, бескорыстное служение Ему. Может показаться странным, что я говорю о безвозмездной любви к Аллаху – ведь в Коране описаны блага для обитателей рая и мучения ада. Однако есть разные уровни Служения Всевышнему, и, соответственно, разные степени награды. Один из праведнейших людей Ислама, Хазрат Али ибн Аби Талиб (мир ему), говорил о трех видах поклонения: первое, поклонение из страха наказания – это религия рабов, второе, совершаемое из желания обрести блага, это поклонение торговцев, и, наконец, высшая степень поклонения Аллаху – это служение Ему из благодарности, поскольку человек считает достойным поклонения лишь Его. Исходя из этого общего исламского базиса, мы можем сказать, что неважно, сколько было мужей у конкретной женщины – важно, чтобы она вступала в брак ради Аллаха и по Его закону, и точно так же разводилась – в строгом соответствии с нормами Шариата, а также выжидала идду (определенное число менструальных циклов между браками с разными мужчинами).



Конечно, известно, что Святой Пророк (мир ему) проклял тех мужчин и женщин, которые женятся и разводятся только из удовольствия, ибо самое ненавистное для Аллаха – это развод. Однако кто знает, что в сердце женщины, у которой не складывались отношения с мужьями – в силу ли несовместимости характеров и интересов, или трагических обстоятельств, вынудивших супругов расстаться, или гибели мужей? О ее внутреннем нияте (намерении) и целомудрии может судить только Аллах – развлекалась ли она, меняя мужчин, или же болезненно и мучительно искала того, с кем она готова была идти на край света – невзирая на суровые бытовые условия, долгие разлуки – идти и быть со своим возлюбленным во всех обстоятельствах, во всех жизненных передрягах. А любители сплетен, обвиняя целомудренную внутренне женщину во фривольности поведения, рискуют навлечь гнев Всевышнего на самих себя.



В конечном итоге, целомудрие не сводится только к внешним вопросам девственности, секса, не касается лишь отношений мужчины и женщины. Целомудрие – это воздержанность во всем. Это отсутствие алчности и равнодушие к роскошным красным феррари, лихо паркующимся у белоснежных вилл. Это жажда знаний вместо безудержного стремления к накоплению богатства, скупке и перекупке золота, модной одежды, машин, домов, квартир. Целомудрие – это способность к искренней и бескорыстной любви взамен вожделения большого махра. Это безразличие к высоким должностям и почетным званиям, достигаемых ценой подобострастия и преклонения перед тиранами этого мира. Целомудрие – это сдержанность и уважение к оппоненту, к подчиненному, к женщине, не принадлежащей мужчине по Шариату – при взгляде на которую мусульманин должен опускать взор, ибо это жена его брата в Исламе.



Целомудрие – это целостное качество, пронизывающее жизнь мусульманина, освободившегося от пустых терзаний и страстей своего нафса, отказавшегося от суетных иллюзий и неоновых прикрас этого мира, оставившего попытки подделать Ислам под себя, а не себя под Ислам, и обратившего свое сердце в стороны Черного Камня, символизирующего Завет с Аллахом. Черный камень. Черное покрывало Священной Каабы. Белый снег Севера, символизирующего чистоту и свет Ислама. Север как полюс духовного взрыва и вызова...Север как полюс целомудрия Воина Аллаха, победившего в себе метания необузданного нафса, подчинившего его себе ради миссии служения Единственному, Достойному поклонения.

Автор: Фатима Анастасия Ежова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Fairuz 12 Марта 2011г.
Ответить

Ochen' krasivaja stat'ja MashAllah

Fairuz 12 Марта 2011г.
Ответить

Ochen' krasivaja stat'ja MashAllah

Людмила 14 Марта 2021г.
Ответить

Нет у мусульман никакого целомудрия, так как они склонны к многоженству - а это мерзко.

    Эмиль 24 Сентября 2022г.
    Ответить

    У христиан я смотрю целомудрия куда больше, в исламе многоженство носит официальный характер, не то, что ваши любимые похождения налево

Яндекс.Метрика