Автопробег в Казахстан в честь Рамадана. День третий

Мечеть «Нур Астана»

Третий день пребывания в Казахстане участников автопробега «Дружба Тюмень-Кокшетау» прошел в экскурсии по достопримечательным местам столицы республики.

В Астану, новую столицу Казахстана, быстро растущую на степных просторах на левом берегу Ишима, мы отправились утром рано из Щучинской мечети на экскурсионном автобусе, любезно предоставленном для мусульман России директором транспортной фирмы «Инсайт» Салимом Смагуловым.

«Астана – город сказка, не менее одного раза в квартал я езжу туда, и каждый раз поражаюсь появлению новых неповторимых зданий, – сказал перед дорогой имам Щучинской мечети Токсанбай Шарипов. – Мы успеем посетить три-четыре объекта, на большее, увы, времени не хватит».

Автобан «Щучинск-Астана» с шестиполосным движением – мечта водителя и раздолье для лихачей. Говорят, дорога потому такая гладкая, что все 225 километров асфальта автомагистрали залиты снизу бетоном и армированы. И еще рассказывают местные, что с наступлением купального сезона столичная «золотая» молодежь по выходным устраивает на трассе автомобильные гонки, соревнуясь, кто первый примчит в курорт Боровое, выжимает газ до 200 км, в итоге не редки ДТП с печальным исходом.

Первым из религиозных объектов в Астане с правой стороны дороги нам попался большой христианский собор, что дало повод попутчикам вспомнить о толерантности в Казахстане, а также о скандале в с.Ярково Тюменской области, связанном со строительством мечети у въезда в село, когда местные националисты подняли шум, увидев, как над зданием стал расти минарет.

С левой стороны дороги неподалеку от собора стоял памятник Богембай-батыру из рода канжыгалы-аргын, одному из самых известных батыров времен казахско-джунгарских войн. Батыры и ханы нынче в большом почете в Казахстане. Потомки и сородичи проводят юбилейные торжества по ним, жившим кто 200, а кто и 400 лет тому назад. Гумилев писал: «Непохоже на нас кочевники воспринимали историю. Она представлялась им в виде развернутой генеалогии рода; эталоном было не событие или институт, а мертвый предок». Все это никуда не ушло и сохранилось в Казахстане. Рассказывают, что в одной из газет на западе республики развернулась большая дискуссия между потомками двух батыров на предмет, чей предок «круче», в результате издание значительно увеличило свой тираж, поскольку каждый номер в день выхода раскупался потомками двух батыров, которые составляют все население района.

Экскурсию по Астане мы начали с посещения «Ханского шатра» («Хан Шатыр») – самого высокого в мире шатра высотой 150 метров. Подъезжая к уникальному комплексу, покрытому сеткой из прозрачного материала, мы подумали было, что в нем находятся некие атрибуты ханской власти, однако «Хан Шатыр» оказался современным торгово-развлекательным центром с кафе и ресторанами, аквапарком с искусственным пляжем, кинотеатрами, семейным парком, супермаркетом, игровыми автоматами и т.д.

Полуденный намаз «зухр» мы совершили в мечети «Нур Астана», вмещающей одновременно пять тысяч человек. В день нашего посещения в среду в намазе участвовало, на взгляд, 450-500 мужчин, в основном, молодежь, и около 50 женщин. Среди молящихся были и бородачи в коротких штанах, и безбородые в обычных брюках и безрукавках. Первые прятали лица от видеокамеры, один из них, проходя мимо, сказал, что снимать запрещено. Несмотря на предупреждающие таблички у входа в мечеть о внешнем виде, несколько девушек зашли в молитвенный зал без платков и фотографировались на фоне молящихся.

Мечеть «Нур Астана», строительство которой было завершено в 2005 году, сегодня является крупнейшей мечетью столицы Казахстана, высота ее минаретов составляет 62 метра. В Астане в настоящее время строится новая крупная мечеть, высота минаретов которой составит 91 метр.

Имя новой мечети дал сам президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, назвав ее «Хазрет Султан». Хотя глава государства не стал озвучивать, с чем связан выбор названия, однако в Казахстане хорошо известно, что «Хазрет Султан» – один из эпитетов суфийского шейха Ходжи Ахмеда Яссави, автора «Диван-и Хикмет» («Книги мудрости»), чей мавзолей находится в старинном городе Туркестан в Южно-Казахстанской области.

Мечеть «Хазрет Султан» возводится рядом с дворцом Независимости, на правом берегу Ишима. Он практически уже построен. Всего за два года. На противоположной стороне реки – резиденция президента Казахстана «Ак орда»…

Руководитель нашей группы имам Токсанбай Шарипов предупреждал, что в столице и цены столичные, но гостям из Тюмени они не показались кусачими. Особенно в кафе, где мы обедали. Тюменцы обратили внимание на разное понимание размера одной порции в России и Казахстане. В астанинском кафе, как и в придорожных «асханах», одна порция (будь то первое блюдо или второе) по объему равнялось двум, а то и трем порциям в российских кафе.

Во второй половине дня участники автопробега поднялись на «Байтерек» – монумент с огромным шаром, венчающим конструкцию. Байтерек – «древо жизни» по степной мифологии. Высота современного «древа жизни» составляет сто метров. Из панорамного зала внутри шара-яйца Астана видна как на ладони. Как мусульман, гостей, прежде всего, интересовало, в каких точках города находятся мечети. Имам Токсанбай Шарипов удовлетворил наше любопытство, показав, где расположены исламские объекты.

Внутри шара – композиция «Аялы алакан» с оттиском правой руки президента Нурсултана Назарбаева. Посетители, люди разных национальностей, поочередно подходили к ней, клали руку на оттиск и загадывали желание.

После «древа жизни» гости посетили астанинский океанариум с акулами и пираньями и сотнями других видов обитателей морей и океанов. Акулы в столице Казахстана, я обратил внимание, на порядок крупнее своих собратьев в океанариумах курортных городов на берегу Черного моря.

Астана привела тюменцев в восторг. Казахская часть гостей заговорила о необходимости возвращения на историческую родину, где не надо клянчить землю на строительство мечети, государство само «продвигает» ислам. К слову сказать, Тюменский казыят, объединяющий более 30 мусульманских организаций и групп, отмечающий в октябре сего года свой 10-летний юбилей, до сих пор не имеет своей мечети в областном центре, и размещается в небольшом молитвенном доме. У чиновников свое понимание развития ислама. В свое время они отказали казыяту в предоставлении земли на улице Чаплина, мотивируя отказ тем, что местные жители против строительства мечети. В то же время без всяких опросов граждан предоставили на выбор несколько участков единственной, только созданной организации ЦДУМ из трех человек. Справедливости ради добавим, что в тот период истории у руля власти в регионе были другие чиновники, областью руководил нынешний московский мэр Сергей Собянин. В Казыятском управлении надеются, что вопрос с предоставлением участка решится к юбилейной дате и станет хорошим подарком со стороны нынешних чиновников к десятилетию региональной централизованной мусульманской структуры.

По словам имама Токсанбая Шарипова, в Казахстане нет проблем со строительством мечетей, были бы желание и деньги на стройматериалы. На обратном пути из Астаны мы заехали в одно из сел Бурабайского района Акмолинской области, где шло строительство новой мечети. Здесь же на стройке находился спонсор, местный предприниматель Нурлан Ахунов, решивший построить мечеть в честь своего предка-ахуна.

Село Атамекен (в переводе «земля отцов») обязано новому названию репатриантам – этническим казахам из Китая и Монголии, вернувшимся на землю предков по государственной программе миграции. В советское время село носило другое название. Переселенцев от местных казахов отличает полное незнание русского языка и отсутствие окончания «ов», «ев», «ин» в фамилиях. Имамом строящейся мечети в Атамекене указом ДУМ Казахстана назначен Намихан Камбар, бывший гражданин Монголии. В конце Рамадана строители намерены уже открыть мечеть для намазов. Строить ее начинали в начале лета.

Мусульмане Атамекена – Танирберген Алпысбаев (приехавший из южного древнего города Сайрам поднимать ислам на севере степи), экс-граждане Монголии Берибол Шаги, Саттархан Хамбар и Намихан Хамбар – весьма удивились акции автопробега в честь Рамадана.

«Машшалах! (так пожелал Всевышний), Субхан Аллах! (Слава Богу)» – только и говорили они с восхищением. Братья по вере пожелали в будущем тоже совершить автопробег по мечетям сибирских городов.

На величавые горы Казахской Швейцарии вновь опускались сумерки, когда мы вернулись в мечеть города Щучинска. Темнеет в Казахстане быстро, и ночи здесь очень темные, как в городе Сочи. Допоздна участники автопробега сидели в молитвенном зале Щучинской мечети, делясь впечатлениями, подводя итоги. Утром следующего дня наш кортеж взял курс на север, в Тюмень.

Участники автопробега «Дружба Тюмень-Кокшетау» и Тюменский казыят ДУМАЧР выражают искреннюю благодарность за поддержку акции в честь Священного Рамадана:

имаму Акмолинской области Канату Кыдырмину;
имаму Северо-Казахстанской области Касымхану Исаеву;
имаму Бурабайского района Акмолинской области Токсанбаю Шарипову;
начальнику департамента по делам религии Акмолинской области Сауле Ибраевой;
заместителю начальника управления внутренней политики Акмолинской области Галие Ташкиной;
члену национальной комиссии по делам семьи и гендерной политике при президенте Казахстана Замзагуль Мырзахметовой;
директору ТОО ПКФ «Инсайт» Салиму Смагулову.

Отдельное спасибо капитану полиции ОБ ДП ДВД Северо-Казахстанской области Дмитрию Сахарову и старшему лейтенанту полиции ОБ ДП ДВД Северо-Казахстанской области Сункару Бисарину.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика